Долгострои в Минском районе

Стройки приводят в чувство: жесткий контроль и четкое управление

Сроки, качество, стоимость строительства — причины постоянных жалоб граждан...

Сроки, качество, стоимость строительства — причины постоянных жалоб граждан. На виду и другие хронические болезни отрасли. Низкие производительность труда и дисциплина рабочих, слабые проекты, коррупция и круговая порука. Президент назвал ситуацию критической и потребовал в кратчайшие сроки решить проблемы. Чтобы устранить недостатки, необходима системная работа по наведению порядка не только в строительстве, но и в сфере управления отраслью. Принципиальная оценка проделанной работе будет дана в сентябре. Специальная рабочая группа, созданная по итогам совещания у Президента, сегодня соберется во второй раз. В центре внимания работа служб заказчика, в том числе низкая эффективность деятельности УКСов, местных исполнительных и распорядительных органов. Наша газета уже писала о проблемах выделения площадок, привлечения подрядчиков–однодневок, о пирамидах и долгостроях. Корреспонденты «СБ» продолжают исследовать злободневные проблемы строительства.


Пять причин долгостроев


Из 35 новостроек в Минском районе каждая седьмая — проблемная. Например, 60–квартирный дом в деревне Новый Двор вместо нормативных 8 месяцев возводится 50. И пока 62 процента готовности. В деревне Сеница 30–й месяц подряд зияет темными глазницами окон железобетонная коробка ЖСПК «Спасатель–2008». Пустуют 119 практически готовых к заселению квартир. Эпидемия долгостроев, поразившая весь стройкомплекс страны, близ Минской кольцевой тоже оставила свои следы. Но в чем глубинные причины происходящего? Попробуем разобраться, наведавшись на эти стройки вместе с Комитетом госконтроля Минской области. Забегая вперед, скажу: по меньшей мере 5 негативных факторов предопределили такое стечение обстоятельств.


Не рынок — базар


...У Натальи Касимовой четверо детей. Две дочки, два сына. Причем младший родился именно в тот год, когда семью включили в ЖСПК с оптимистичным названием «Счастливая семейка». И наверняка пойдет в школу к тому времени, как наступит пора справлять новоселье.


— Нам жить негде. Сейчас снимаем квартиру в Минске за 250 долларов. Я ведь сама из многодетной семьи. Нас у мамы четверо. У сестер по двое своих детей. Не понимаю, что происходит: подрядчики бегут из нашего дома.


В апреле 2009 года строить «Счастливую семейку» на генподряде начинало ООО «Ремстройпрогресс». Взялись исполнить мечту нуждающихся в улучшении жилищных условий по приемлемым ценам — 1 миллион 945 тысяч рублей за квадратный метр. Что равнялось в то время примерно 670 долларам. Члены ЖСПК дружно открыли кредитные линии и стали ждать. Ключи обещали уже в феврале 2010–го. Однако ООО, так рьяно взявшееся за дело, с задачей не справилось, затянуло сроки, оставило после себя море брака и разорилось.


Итак, вывод первый. Рынок, особенно в таких социально значимых сферах, как строительство жилья, не может быть стихийным. В России, которая значительно дальше нашего продвинулась в сфере рыночных отношений, далеко не каждая строительная компания может участвовать в тендерах. Даже при возведении коровника. Чтобы получить заказ, ей прежде надо вступить в ассоциацию, подтвердить свою финансовую, профессиональную состоятельность и внести залог. В качестве гарантийных обязательств на случай брака. Мы же в 2009 году стремительно продвигались к заветной цифре — 10 миллионов квадратных метров жилья в год. Под эту марку заказы запросто получали фирмы без опыта и репутации. Итог — налицо.


Без руля и без ветрил


Вторая причина долгостроев плавно вытекает из первой. ЖСПК появлялись точно грибы после дождя. Случалось и так, как, к примеру, возник упомянутый «Спасатель» в Сенице. Очередники из МЧС самостоятельно насмотрели участок близ озера и Минской кольцевой, зарегистрировали кооператив, самостоятельно изготовили проектно–сметную документацию и даже договорились с генподрядчиком — ОАО «МАПИД». Заметьте, все строго по закону. Проект и привязку его на местности утверждала комиссия райисполкома. Десяток должностных лиц поставили подписи. А вскоре выяснилось: в месте, которое облюбовали спасатели, нет коммуникаций. Теплотрассу, например, сдадут только к осени, на электрические сети подготовлен лишь проект, а с водопроводом и вовсе беда — его предстоит тянуть по пахотным землям. И чтобы вывести сотки из сельхозоборота, нужно разрешение Президента. Виновных в произошедшем искать бессмысленно. Акт выбора участка подписывался в 2008 году. Кадровый состав Минского райисполкома поменялся с тех пор не один раз. Как говорится, иных уж нет, а те далече... Вот вам и причина номер два — безответственность и безнаказанность.


— Боровляны, Богатырево, Сеница, Лесной, — загибает пальцы Андрей Черепанов, главный специалист КГК Минской области, перечисляя адреса населенных пунктов в Минском районе, где точно так же для многоэтажного строительства не хватает инфраструктуры. — Строили, а о перспективе развития территории не думали. Где будут магазин, детский сад, школа, выдержит ли дополнительные нагрузки котельная...


Отсутствие перспективного планирования — еще одна причина долгостроев.


Планы не по средствам


Четвертая причина — деньги. Когда ЖСПК стало слишком много, выяснилось: всем не хватит кредитных денег. Если помните, как раз в 2009 году наша страна получила заем от МВФ, взяв обязательства по ужесточению кредитно–денежной политики. Как следствие, в 2010 году, когда достраивать «Счастливую семейку» вместо разорившегося ООО «Ремстройпрогресс» пришло минское ОАО «Стройтрест № 1», банки выделяли кредиты далеко не на все объекты. И УКС Минского района задерживал авансы тресту. А в 2011 году случилась трехкратная девальвация рубля. Стройматериалы подорожали, цена квадратного метра осталась прежней. Более того, члены ЖСПК, не отличавшиеся до того хорошей платежной дисциплиной, нашли деньги и, пользуясь случаем, исполнили свои финансовые обязательства перед застройщиком. По старым, зафиксированным в договоре ценам. Только вот обхитрить никого не удалось. В марте 2012 года стройтрест № 1 ультимативно остановил работы и подал на УКС в суд, требуя возмещения затраченных средств и пересчета стоимости квадратного метра. Сейчас назначена примирительная процедура. Метр для «Счастливой семейки» подорожал до 3 миллионов 620 тысяч рублей, а стройка начнется только после того, как УКС Минского райисполкома гарантирует ритмичное финансирование. В допсоглашении будут зафиксированы жесткие сроки и штрафные санкции. Каждому члену ЖСПК придется доплатить по 370 тысяч в пересчете на квадратный метр. И это есть последняя, но тоже немаловажная причина долгостроев. Человеческий фактор. Ритмичность финансирования «Счастливой семейки» и перспективы новоселья напрямую зависят от того, например, насколько оперативно удастся открыть новую кредитную линию многодетной семье Натальи Касимовой и выкроить из семейного бюджета дополнительные средства. В ЖСПК уже возникли разногласия: кто–то категорически не готов к доплатам.


— С 1 января будущего года — никаких ЖСПК, — описывает алгоритм будущих строек Ирина Савицкая, заместитель председателя Минского райисполкома. — Формируем госзаказ, будем брать кредиты, на генподряде — только ПМК областного подчинения. На стадии 80–процентной готовности дома дадим заявку в отдел жилищной политики, который в течение нескольких месяцев должен обеспечить заселение, строго по очереди и в зависимости от даты постановки на учет нуждающихся.


Точно так в былые времена строилось кооперативное жилье. Система была отлажена до мелочей, не давала сбоев и вот — через 20 лет пригодилась.

 

Унылый хронометраж

Советская Белоруссия №112 (24249). Четверг, 20 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter