Много ли долгостроев сегодня в Беларуси и как покончить с ними

Стройка в срок

Много ли долгостроев сегодня в Беларуси и как покончить с ними? Ответы на эти вопросы прозвучали вчера в очередном выпуске специального проекта Агентства теленовостей в эфире канала «Беларусь 1».

Фото Владимира Шлапака.
В Щучине есть дом, которому официально едва исполнилось 6 месяцев. Хотя изначально его должны были ввести в эксплуатацию еще в 2017‑м. Многодетная семья Янович своих «квадратов» в нем ждала 4 года. До этого ютились в общежитии. Полгода назад им предложили «трешку» в новом доме. Счастью не было предела. Не смутил даже тот факт, что от этой квартиры уже отказалась одна из семей‑очередников. Но дети вдруг начали болеть, вспоминает жительница Щучина Анастасия Янович:

— Когда дом сдавался, у нас была и плесень, и сырость. Как только узнали, что вы (корреспонденты АТН. — Прим. ред.) приедете, нам быстро переклеили обои, сделали ремонт. В детской чернота была — быстренько замазали все. И трещины были за обоями — замазали грунтовкой.

По словам местных жителей, именно приезд съемочной группы подстегнул застройщика впопыхах навести порядок и хоть как‑то скрыть свой брак в новостройке.

По проекту входные двери в квартиры должны быть железными, по факту же они деревянные, да еще и со щелями, через которые выдувает все тепло. Домофоны, как и застекленные балконы, тоже остались лишь на бумаге. И это не единичный случай, говорит главный специалист КГК по Гродненской области Николай Куц:

— Рядом находится и второй дом, там те же проблемы. Строительство затягивается долгие годы, когда его будут вводить — до сих пор ситуация не ясна.

Есть проблемы и в областном центре. Председатель ЖСПК № 390 Андрей Гаврилик не раз писал в Минстройархитектуры о гродненском доме по улице Соломенковской. Хотя по бумагам девятиэтажка была сдана в эксплуатацию в срок еще в 2012‑м, на деле она превратилась в «латентный долгострой». Где жить с комфортом не получается и по сей день:

— Уже два года мы не можем добиться исправления недостатков. Два дома соединены между собой буквой Г, в месте их стыковки по проекту должен быть заложен специальный герметик. Герметик отсутствует, трещина постоянно увеличивается, идет холод в квартиры. Отсюда сырость и плесень в квартирах.


Гонишь брак — плати по полной, и только со своего кармана. Четкий экономический механизм должен стоять во главе угла. Неукоснительно придерживаться этого правила и соблюдать диктатуру технологии требует и Президент:

— Дефекты и брак, выявленные в ходе эксплуатации, часто должным образом не устраняются. Люди обращаются к заказчику, возлагая на него ответственность за брак. А те, не имея реальных механизмов воздействия на виновных после завершения строительства, начинают всячески отпихиваться и выкручиваться. Происходит полная чехарда с отписками, волокитой. Поручаю Правительству повысить ответственность подрядчиков путем введения обязательного резервирования на спецсчете средств, достаточных для устранения дефектов. Подрядчики не обеднеют. Через год, если претензий нет — половину суммы вернем, и в дальнейшем постепенно отдается. Если есть брак — ремонт за счет виновного, деньги в таком случае будут.

Минчанка Наталья Тишкова в 2009 году вместе с мужем начала строить квартиру в Минске, на улице Волгоградской. Условие компании‑застройщика «Волынь» было одно: дом мечты вырастет после того, как будущие жильцы внесут полную предоплату. После оплаты всей суммы люди начали ждать, когда строители отдадут ключи от новых квартир. Дольщица Александра Еременко говорит:

— Год ждем, второй ждем. Даже котлован не роется. Появились вопросы, но застройщик уверял: идут подготовительные работы и согласования. Годик, мол, подождите.
Требование Президента неизменно: искоренить проблему со сверхнормативным строительством домов. Ведь это прямой жизненный интерес миллионов граждан, их благополучие, а часто — боль и проблемы.
В итоге ожидание растянулось почти на 8 лет. И за эти годы на стройплощадке выросли лишь два с половиной этажа, которые зарастали бурьяном и очередными порциями обещаний застройщика вот‑вот приступить к работам. Впоследствии уже правоохранительные органы выяснят: строить дом никто не собирался. Деньги дольщиков банально разворовали руководители компании. Закономерный итог подводит замначальника главного управления КГК по Минску Вера Мацулевич:

— ДФР возбудил уголовное дело в отношении директора и его зама, они взяты под стражу и впоследствии осуждены за махинации с этими денежными средствами граждан.

Ситуация на четырехэтажном остове, сиротливо простоявшем под солнцем, дождями и ветрами, начала меняться только после того, как в дело вмешался Президент. В результате в 2016‑м «зародыш» многоэтажки передали в руки УКС Советского района столицы. Итоговая цена квадратного метра для первоначальных дольщиков осталась практически неизменной, жильцы заплатили лишь за дополнительные квадратные метры.

Недостроенные дома компании «Тамбаз». Сентябрь 2018 г.
Фото Александра Кушнера.

А вот Татьяна Пузанкевич, как и еще 640 семей, уже 2 года как должны жить в своих квартирах. Жилой комплекс «Аркадия» в столице строила компания «Тамбаз». На белорусском рынке недвижимости организация четверть века. Поверив в обещания застройщика, люди начали приобретать жилье через выкуп жилищных облигаций, говорит Татьяна Пузанкевич:

— Мы согласились на покупку жилищных облигаций как самый надежный способ строительства квартир. То есть мы заплатили сразу сумму и ждали свои метры. Нам понравился способ не долевого строительства. 

Столь заманчивое предложение привлекло и минчанку Надежду Туровскую. Женщина продала свою единственную квартиру и все деньги вложила в новую стройку:

— Мы свои обязательства исполнили, полностью расплатились — и остались у разбитого корыта. Фактически на улице.

Причина патовой ситуации — в недобросовестности застройщика. Вместо того чтобы достраивать 2 высотки, деньги белорусов директор предприятия направил не по прямому назначению. В итоге средства были израсходованы на строительство совершенно иных объектов «Тамбаза», стройка стала. А держателям жилищных облигаций нанесен ущерб в 21,5 миллиона рублей. К разрешению проблем вновь пришлось подключаться на самом высоком государственном уровне. И по президентскому указу достраивать объект поручено государственному застройщику — УКС Советского района, которое успешно разрубило гордиев узел.

В целом количество домов со сверхнормативным сроком строительства постепенно сокращается. На 1 января 2019 года с отставанием от графика достраиваются 25 зданий. Но и это недопустимо, считает Президент:

— Это, конечно, не 380, как это было в 2013 году, но их быть не должно. За каждым из них стоят наши сограждане. Всем губернаторам и председателю Мингорисполкома надо такие дома взять под личный контроль. Крайний срок — первая половина 2019 года.

К июню обещают сдать и немного «просроченную» витебскую высотку. Ее строительство началось в августе 2017‑го. Но во время земляных работ обнаружили старый фундамент, который в срочном порядке пришлось демонтировать. Ввод новостройки пришлось перенести на несколько месяцев, говорит директор ГП «УКС города Витебска» Михаил Мешко:

— Где‑то в мае‑июне закончим штукатурку фасада. Красивый дом, я думаю, он станет украшением Московского проспекта.

Как простым белорусам понять, что они не попадут в строительную кабалу и их обещанные квартиры сдадутся в срок? Ведь в стране десятки застройщиков как частной, так и государственной формы собственности. Начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Авраменко советует взвешенно и самостоятельно подходить к выбору подрядчика:

— Наверное, стоит анализировать тот опыт, который был у такого подрядчика, что он строил накануне и как у него получалось. Есть и местные администрации, которые могут подсказать. По подрядчикам же наша позиция: должно быть разрешено лишь один раз продление сроков строительства домов. Как показывает практика, если одно продление не помогает — объекты у таких застройщиков надо забирать. Дома не могут стоять недостроенными. 

Документ об этом должен появиться в ближайшее время. Таким образом, ставить в режим ожидания, играть на нервах и дополнительно залазить в кошелек к людям у псевдостроителей больше не получится. Впрочем, зарекомендовавшие себя застройщики останутся в выигрыше — не только денежном, но и моральном. Ведь хорошую репутацию зарабатывают десятилетиями, а получить дурную славу можно и за один просроченный дом.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter