Строй! Стрелять будем!

Не пугайтесь, уважаемые читатели! Речь идет о критической «стрельбе». Год назад журналисты «СБ» изучали застарелую проблему «долгостроев» и «недостроев». Что изменилось за прошедшее время? Судя по материалам наших корреспондентов, менее острой проблема не стала...
Не пугайтесь, уважаемые читатели! Речь идет о критической «стрельбе». Год назад журналисты «СБ» изучали застарелую проблему «долгостроев» и «недостроев». Что изменилось за прошедшее время? Судя по материалам наших корреспондентов, менее острой проблема не стала. Наоборот. Недострои и долгострои продолжают оставаться частью пейзажей. Безхозяйственность продолжает процветать, несмотря на прямые указания Президента срочно и эффективно решить эту застарелую проблему, в которой содержится целый букет: нераспорядительность, махровый бюрократизм, равнодушие.

«Недвижимость» – так назывался репортаж корреспондентов «СБ» (от 28.11.2006 г.), чуть более года назад побывавших на заброшенных стройках Минска. Тогда в территориальном Фонде госимущества нам пообещали, что к началу 2008 года их внесут в единую инвентарную книгу с рекомендациями: снести, продать или достроить. Время пришло. Что изменилось?

Объект № 1

2006 год: «Километра полтора на юг от проспекта Независимости – и перед нами цитадель. Растянулась на десятки метров и зияет пустыми глазницами окон. На не защищенных от дождя и снега верхних ярусах строения крошится кирпич... Эти тысячи квадратных метров могли стать самыми престижными офисами...» Такой мы увидели стоматологическую поликлинику по улице Платонова. Возведение ее началось еще в советские времена. Продолжить дело Минский облисполком пообещал в 2007–м.

2008 год: На описании смело можно сэкономить газетную площадь. Картинка без изменений. Да и комментарий все тот же. «Строительство областной стоматологической поликлиники начнем в этом году», – краток Иван Липницкий, начальник управления охраны здоровья Минского облисполкома.

Объект № 2

2006 год: «Несостоявшийся спорткомплекс 1999 года рождения – крытый ангар с особнячком и стадионом. Кажется, совсем чуть–чуть не хватило усилий, чтобы завершить начатое дело. В кирпичном двухэтажном здании, где, очевидно, предполагалось устроить спортзалы и душевые, еще сохранились стекла в окнах».

2008 год: Ни душевых, ни спортзалов, а, как и прежде, заброшенный стадион. «Через пару недель мы оградим площадку и начнем строить теннисные корты и жилье вокруг», – обещает Виктор Приходько, начальник управления капитального строительства ОАО «Горизонт».

Объект № 3

2006 год: «Очертания несостоявшегося гаража... Хранить и ремонтировать там собирались машины скорой помощи. Увы, семнадцатый год «кареты» стоят под открытым небом».

2008 год: Перемен никаких. По словам Людмилы Пратько, заместителя директора управления капитального строительства Мингорисполкома, гаражи скорой помощи выставлялись на торги. Желающих купить не оказалось. Хотя место отличное – центр города, вокруг жилые кварталы. Здание вполне могло бы трансформироваться в многоуровневый паркинг. Почему никто не заинтересовался? Все дело в стартовой цене, в которую закладываются понесенные государством затраты. Это миллиарды рублей.

Кстати

В 2007 году, по данным Фонда госимущества, от использования и продажи государственной собственности в бюджет страны поступило 649 миллиардов рублей. На 17 процентов больше, чем в 2006–м. На 10 – 15–процентную прибавку доходов от недвижимости рассчитывают и в нынешнем году.

Справка «СБ»

В Беларуси насчитывается около 12,5 тысячи объектов неиспользуемой недвижимости. По оценкам специалистов, примерно 25 – 30 процентов строений нужно бы продать.

Комментарий к журналистскому расследованию

Вроде бы кое–что делается, но в Минске по–прежнему немало отвратительного недостроя. Что мешает? Все то же — нехватка распорядительности, размаха и сметки. Вот затеять строительство очередного «бизнес–центра» — это всегда пожалуйста. Даже страшно получается: бизнес не кипит, а «центров» становится все больше... Зато строить всегда приятно. Инвесторы, кредиты, будущие барыши. Куда сложнее просто и буднично сделать что–то не только для своей корпорации, но и для государства. Мы это понимаем, конечно... Но соглашаться с этим модным стилем не будем.

Наши рейды по недостроям и долгостроям будут продолжены. Просим также читателей сообщать об известных им фактах бесхозяйственности.

Компетентное мнение

Георгий Кузнецов, председатель Государственного комитета по имуществу:

– Указ Президента № 108 от 27 февраля 2007 года о некоторых мерах по вовлечению в оборот не используемого государством имущества позволил продавать строения в райцентрах и сельской местности за 1 базовую величину. Например, в прошлом году на таких аукционах было продано 80 объектов. Окончательная продажная цена их в результате повышенного интереса инвесторов увеличилась в 1.000 раз! Конечно, продавать недвижимость за одну базовую в центре Минска, на мой взгляд, неразумно. Но формировать цену по затратному методу – тоже не выход. Нужно делать реальную оценку.

Сейчас мы подготовили пакет очень прогрессивных нормативных документов. Их цель – упростить процедуру распоряжения государственной собственностью. Сегодня она громоздкая и длительная. От принятия решения о продаже одного предприятия до совершения сделки уходят годы. Есть трудности с формированием стартовой цены. А также, на наш взгляд, больше полномочий в распоряжении имуществом следует передать министерствам, исполкомам. Тогда в течение нескольких лет нам удастся избавиться от тяжелого груза неэффективно используемой недвижимости и «незавершенки».

В конце февраля в стране завершится инвентаризация объектов недвижимости. Рекомендации по их дальнейшей судьбе (продать, сломать или достроить) вместе с оценкой действий или бездействия собственника будут переданы в Совмин.

Мерзость запустения

Говорят, крупные города уже перенасыщены деньгами. И инвесторы вот–вот отправятся в глубинку искать применение своим капиталам. Если так, то оставшиеся с прошлого века долгострои Гомельщины они, должно быть, станут рвать на части — под новые производства, офисы, санатории... Почему бы не оказаться первым в еще не начавшейся гонке? А заодно и узнать, насколько просто купить заброшенную стройку, которая кучей бесполезного бетона «висит» на областном балансе?

Мысль приобрести что–нибудь грандиозное хороша сама по себе. Вот только как это делается?..

Для начала пытаюсь представить, как бы мыслил на моем месте инвестор. Самый логичный вариант: умный в гору не пойдет — пойдет в Интернет. На сайте облисполкома нахожу ссылку «Гомельская область — инвесторам» и попадаю на ресурс www.gomelinvest.gov.by. Очень, между прочим, подробный. Допустим, я о существовании этого проекта знал заблаговременно. Но полагаю, что и у постороннего обладателя денежного портфеля хватит сообразительности найти в сети нужную информацию. Если, конечно, о ее наличии кто–нибудь побеспокоился.

Вижу — побеспокоились. А вот и список объектов... Под первым номером — изображение огромной 6–этажной кирпичной коробки. В информации, помещенной под снимком, говорится, что в урочище Ченки некогда планировалось туристическая гостиница на 352 места. Объект, к которому проложена хорошая дорога, расположен в 10 километрах от Гомеля — на берегу Сожа. Вокруг лес. Красота! С учетом того, что россияне в последнее время активно покупают путевки в белорусские здравницы, зарабатывать деньги здесь можно круглый год. Летом — купание, рыбалка, байдарки, лошади, велосипеды, прокат лодок. Зимой — лыжи, санки. Опять же — рыбалка, пикники, «корпоративки»... На раскрутку, коммуникации и оборудование, конечно, придется потратиться... Но не вложив деньги — ничего не получишь. Это закон экономики.

На местности стройка впечатляет не меньше, чем на фото. Забора нет, охраны не видно. Следов разрушения не заметно. Дорогой белый кирпич стен выглядит как новый. Впрочем, насколько хорошо сохранилось здание, придется ли сносить и переделывать верхние этажи, — оценку давать специалистам. Решено: буду покупать!

Выясняю, что «балансодержатель», т.е. хозяин объекта — Гомельское областное управление капитального строительства. На сайте указаны телефоны. Интересуюсь:

— Здравствуйте, с кем бы поговорить насчет приобретения недостроенной гостиницы в Ченках?

На мои расплывчатые объяснения поначалу реагируют с живым интересом. Уже через несколько минут получаю факс с более подробными сведениями о строении. Указано, что возводить его в 1993 году начинал Белсовпроф, а спустя три года бросил — закончились деньги. С тех пор средства никак не найдутся. Четырежды долгострой выставляли на торги, каждый раз сбрасывая начальную цену. Интереса так никто и не проявил. Теперь здание балансовой стоимостью в полтора миллиарда рублей решено выставить на торги за одну базовую величину. Замечательно. Столько денег я уж точно наскребу. Звоню по номеру, который мне дали в качестве контактного.

— Когда аукцион? Много ли у меня конкурентов? Можете ли организовать поездку на место?.. — не терпелось мне «разместить капитал».

Выяснилось, впрочем, что не все так просто. И одной базовой я, похоже, не отделаюсь. Предстоит выиграть еще аукцион на право аренды земли, которая стоит явно дороже. Но прежде — определиться с площадью этой земли. От нее будет плясать и начальная цена. Когда определимся? Точная дата неизвестна.

— Если интересно, у нас есть диск с презентационным фильмом. По остальным вопросам — в «Гомельоблимущество», — сотрудница организации, являющейся хозяйкой здания, оказалась не слишком щедрой на детали.

А мне совесть не позволила и далее изображать из себя покупателя. Директору фонда «Гомельоблимущество» Виктору Ходько я звоню уже как журналист. Он не скрывает, что интерес к долгострою есть. Прощупывали почву и белорусские бизнесмены, и зарубежные. Пока все они осторожничают, прикидывают расходы на завершение строительства. Ходько надеется, что уже к концу марта бумажно–земельный вопрос решится и объект будет выставлен на очередной аукцион. Времени и без того потеряно много. Давно могли бы здесь зарабатывать.

Но чтобы пришел настоящий покупатель, похоже, нужна более активная реклама. Руководитель «Гомельоблимущества» говорит, что в последнее время инвестиционная информация включается в каталоги, на бизнес–встречах предприниматели получают диски с подробными сведениями о возможностях вложения денег... Но эффекта пока мало.

Не время терять деньги

Аварийные здания что купить, что снести — все дорого

Ведущий инженер по капитальному строительству Барановичского ОАО «Строительный трест № 25» Сергей Булыга встретил меня на пороге. Разговор начал с рассказа о предстоящем обследовании незавершенных строек предприятия.

«Сколько мы этих справок уже составляли — не пересчитать! — вздохнул он, перечитывая предписание, поступившее в стройтрест из Минстройархитектуры. — А все без толку!»

Подобные предписания разосланы во все строительные организации. То, что долгострои представляют опасность, показал прошлый декабрь. Корпуса Воложинской центральной районной больницы, «изъеденные» временем, дождями и ветром, обрушились. К счастью, никто не пострадал.

У барановичских строителей своя головная боль. Здания базы механизации на улице Бадака числятся в «незавершенках» уже 17 лет.

Капитальные строения, в которых когда–то планировалось разместить административно–бытовой корпус и склады, видны издалека. В них давно нашли приют вороны и бродячие собаки. С 1994 года здесь тишина. Именно тогда с объекта, расположенного на окраине Барановичей, ушли последние рабочие. По самым скромным подсчетам, стоимость долгостроя чуть менее 2 (!) миллиардов рублей. Четырежды он выставлялся на аукцион. Информацию о базе механизации можно увидеть на нескольких интернет–сайтах. Пока все безрезультатно...

«Покупатели находились не раз, и по цене мы с ними могли договориться. Но здания, разрушающиеся на протяжении почти двух десятков лет, сейчас в аварийном состоянии. Никто не хочет вкладывать средства в их реконструкцию. Слишком дорого! — сокрушается заместитель генерального директора стройтреста по экономическим вопросам Антонина Харченко. — А там и коммуникации проложены, и железная дорога недалеко, и олимпийская трасса в 7 километрах».

Стройтрест пытался избавиться от долгостроя. Однако на его ходатайство перед Брестским облисполкомом о передаче здания в коммунальную собственность пришел отказ. Причина — отсутствие заинтересованности в таком объекте.

А что с ним может сделать предприятие, занимающееся в основном бюджетным строительством? Денег у стройтреста кот наплакал, поэтому даже демонтировать базу механизации он не в силах. Ведь разборка здания обойдется в сумму, которая не намного меньше стоимости самой базы, — 1,5 миллиарда рублей... Помочь со средствами для демонтажа могло бы Минстройархитектуры, в свое время финансировавшее эту стройку. Но пока поддержки с его стороны нет.

Тем временем объект потихоньку разбирают жители расположенного неподалеку частного сектора. Кому не согреет душу симпатичный сарай рядом с домом или гараж, сложенный из бесплатных стройматериалов?

Недавно постройки на улице Бадака заинтересовали и приверженцев ночной «Схватки» — молодежной игры, связанной со стремительными передвижениями по городу, поисками, острыми ощущениями и риском... Пока ночные бдения местных студентов на ржавых лестницах и полуразрушенных пролетах долгостроя заканчивались благополучно. Но кто даст гарантию, что когда–нибудь не случится беда? Возле заброшенного здания недавно погиб молодой гродненец...

Всем ясно, что с этой базой–обузой нужно что–то делать. Странно, что не делается ничего. Хотя в Барановичах существует прекрасный пример использования незавершенных объектов. Корпуса на улице Парковой, возводившиеся в свое время как детский медицинский реабилитационный центр, простояли почти 15 лет. Два года назад их передали Барановичскому государственному университету. И уже в 2010 году, когда будет сдана первая очередь, в аудиториях бывшего долгостроя станут осваивать профессию будущие педагоги.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter