Строительство. Системный взгляд на перспективу

Александр Лукашенко заслушал доклад Правительства о проблемных вопросах развития промышленности строительных материалов

Лукашенко: в Беларуси созданы условия для наращивания строительного экспорта
Стоит признать, модернизация наших предприятий строительной отрасли завершилась не в самый удачный момент. Заводы находятся на пике технического развития, но вот снижение объемов экспорта вкупе со снижением строительства внутри страны привело к тому, что они начали испытывать определенные проблемы со сбытом. Хуже стали продаваться цемент, листовое стекло, керамика, меньшим спросом пользуется продукция домостроительных комбинатов. В Минстройархитектуры недавно даже пожаловались: предприятия отрасли сегодня загружены в среднем всего лишь на 80 процентов от своих проектных возможностей. Вчера Президент заслушал доклад Правительства о проблемных вопросах развития промышленности строительных материалов и потребовал продумать пути для выхода из сложившейся ситуации. 


Фото Александр Ружечка, "СБ".

Александр Лукашенко напомнил, почему этой отрасли уделяется особое внимание: для ее развития в стране имеются собственные сырьевые ресурсы, причем в значительных объемах. И в свое время именно для максимально эффективного использования этого фактора и было принято решение о модернизации и существенном увеличении мощностей отечественных предприятий по производству листового стекла и цемента, на завершающей стадии находится и техническое переоснащение ДСК.

— Это значит, что у нас были созданы условия не только для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но и для наращивания экспорта, — напомнил Александр Лукашенко. — Из–за обострения конкуренции и сжатия внешних рынков на первый план сегодня выходят вопросы качества и конкурентоспособности нашей продукции. И важнейшая задача сейчас — выгодно продать и обеспечить возврат валютной выручки в страну. От этого зависит, рассчитаются ли модернизированные предприятия по кредитам, будут ли средства на развитие производства и повышение зарплат работникам.

Александр Лукашенко обратил внимание на важный момент: практически 80% производимых в стране строительных материалов реализуется на внутреннем рынке.

Модернизация, которую около 100 предприятий строительной отрасли провели в последние годы, дала свои результаты. Объемы производства листового стекла выросли в 2,5 раза, цемента — в два, щебня — в полтора. Впрочем в прежние годы инвестиционной активности все такие вложения казались оправданными, ведь ожидалось, что после 2015 года в стране будет ежегодно возводиться не менее 10 млн. квадратных метров жилья. Но, по словам министра архитектуры и строительства Анатолия Черного, нельзя говорить, что такое решение было необдуманным.

— Например, если бы мы в свое время не модернизировали цементную отрасль, то ее бы сегодня просто не было, — привел он сокрушительный аргумент.

Так после серьезного обновления основных производственных линий заводам удалось полностью уйти от низкоэффективного «мокрого» способа производства и снизить себестоимость тонны продукта с 85 — 95 долларов до 42. Это, кстати, вполне конкурентоспособная цена европейского уровня.

В прошлом году были завершены все основные мероприятия и по модернизации и техническому переоснащению производственных мощностей ДСК. Осталось сделать буквально несколько завершающих штрихов в ОАО «Гродножилстрой», ОАО «Минский ДСК» и ОАО «МАПИД», но проекты обещают довести до конца текущего года. Мощность организаций крупного панельного домостроения страны после модернизации с 1,1 млн. квадратных метров жилья выросла до 2,5 млн. Увеличились и прибыль, и рентабельность, но производители столкнулись с проблемами: продавать увеличившиеся объемы продукции оказалось не так–то и просто. 


Фото БелТА.

Анатолий Черный напомнил: объемы строительной отрасли напрямую зависят от инвестиционной активности, а в последнее время у нас явно наблюдается сокращение притока инвестиций в строительство. За январь — май нынешнего года показатель сократился на 9,8 процента. Такая же тенденция, кстати, наблюдается и на соседних рынках — Россия и Украина потеряли 4,8 и 25 процентов вложений в свои стройотрасли соответственно. Причем в восточной стране–соседке, по замечанию министра, спрос на отдельные виды строительных материалов сократился почти вдвое.

Вывод, как можно восстановить наши позиции на экспортных рынках, напрашивается сам собой — продолжать снижать издержки предприятий. На этом особо заострил внимание Президент. Оказывается, даже цена 42 доллара за тонну цемента при средней отпускной цене на российском рынке 66 долларов — это достаточно много и надо думать, где бы еще сэкономить, чтобы увеличилась маржинальность. Еще одна проблема, которая стоит сегодня перед строительной промышленностью, — закредитованность предприятий. Государство обещает подставить плечо и предоставить отсрочку по кредитам, но не сразу и не безоговорочно, а только при соблюдении ряда условий, в числе которых опять же снижение издержек.

Министр, делая прогнозы на будущее, считает, что ситуация в строительной отрасли в перспективе может улучшиться, но говорить о том, что она будет проще, чем сейчас, не стоит. Однако надежда есть. Плечо могут подставить строительные проекты, которые наши строители будут осуществлять за рубежом. Уже ведется активная работа в Псковской области России, заключены контракты по строительству жилого квартала в Калужской области с перспективой строительства там 360 тыс. квадратных метров жилья.

Кстати, за несколько дней до отчета Президенту Правительство попыталось элегантно решить проблему импортозамещения в строительной отрасли. Постановление Совета Министров № 601 ввело обязательную оценку обоснованности применения импортных стройматериалов при возведении объектов, финансируемых за счет бюджета. Согласно документу при необходимости включения в строительный проект импортных стройматериалов и оборудования осуществляется обязательная оценка, насколько уместно их использование, и обязательный мониторинг — нет ли у таких строительных материалов недорогих белорусских аналогов. Кстати, понятие «импорт» в данном случае подразумевает не только товары, произведенные не под маркой «Сделано в Беларуси», но также и строительные материалы и оборудование, не производимые в государствах — членах ЕАЭС.

ДОСЛОВНО

Президент Александр Лукашенко:

— Нам необходимо определить, что в первую очередь предстоит сделать для развития отрасли, а также выработать системные подходы к решению стоящих задач. Прошу не забывать, что речь идет о градообразующих организациях с многочисленными трудовыми коллективами. Благосостояние более 50 тыс. работающих и их семей зависит от стабильного функционирования этих предприятий.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 142 (24772). Среда, 29 июля 2015


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сафонов Анатолий
Все "строители" - уехали, остались - "подсобники"...

С такой математической базой как у нас в последнее время из строительных ВУЗов выходят не инженеры, а мастера. Все чаще мы приглашаем специалистов из-за рубежа, особенно инженеров. А у наших - физика и математика на нуле. Из ВУЗов не выгоняют, так как преподаватели сами останутся без работы....
Недавно в Буда-Кошелевском колледже осудили преподавателя, за то, что делал курсовые и дипломные учащимся?! Посмотрите на ворую сторону этой "медали" - это еще раз подтверждает мои слова, что математическая база так низка, даже в ПТУ, что в них преподаватели тоже учатся за студентов....
P.S.
Еще лет 5-10 без математики и физики в школе и мы вообще развалим свое образование!!! Самое интересное то, что все это признают, даже на уровне МО, но никто пальцем не шевелит, чтобы это исправить!!! Кто-то посчитал, что нам не нужно много учеников со знанием математики и физики?! Забудьте! Время молотка и зубила прошло....
гражданин
Отрасли не загружены на 100 , так в чём проблема , поставьте задачу громадьё -  построить город по прямой с дорогой двадцатью  линией разделения , от востока на запад , от севера на юг  Государства , с санитарной зоной от города с подземными переходами  и общественным транспортом с эстафетами  на конечных остановках !
Будут задействованы на всём пути зачахшие от безработицы местные организации и будут преобразованы в сервисы по обслуживанию, само собой создать логистику строящего  города в длину от А до Я !
Так что по ночам можно будет принимать транспортные и МЧСовские самолёты , не говоря о терпящих бедствия пассажирских лайнеров
ВОТ и будет восьмое чудо Мира двойного назначения - ГОРОД и РЕСПУБЛИКАНСКАЯ  ТРАССА военного и гражданского применения!
А ИЗ КОСМОСА БЕЛАРУСЬ БУДЕТ СВЕТИТСЯ КРЕСТОМ
Круговая оборона  городов крепостей в век космоса и авиации канула в ХХ веке  
Гражданину
Вот не пойму Вы  Томма́зо Кампане́ллы перечитались или "Незнайки в солнечном городе" Николая Носова ??????
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?