Строительная БЫЛЬ

Чтобы без проблем и не очень дорого сделать большой ремонт в деревенском доме, нужно быть атлетом, строителем, водителем и архитектором в одном лице Когда мы говорим про ремонтный бум, захлестнувший белорусов в последние годы, то чаще всего подразумеваем благоустройство городских квартир. Между тем сельчане занялись внешним и внутренним видом своих домов не менее активно, чем «жители асфальта». Карикатурная избушка со ставнями на окнах и удобствами во дворе ушла в прошлое. В деревнях возводят новые дома, облицовывают кирпичом старые постройки, на окна ставят стеклопакеты, на пол кладут паркет, оборудуют ванные и покупают современную бытовую технику. Теоретически все просто: поехал в магазин и купил необходимое. Только это в городе десятки магазинов и рынков стройматериалов, где практикуются доставка крупногабаритных покупок на дом и «аренда» образцов для примерки в квартире. В условиях же деревни, да еще при отсутствии собственной машины, ремонт превращается в полосу препятствий. Куда отправиться за стройматериалами? Кто привезет купленное? Где найти мастеров, готовых приехать за тридевять земель поклеить обои или уложить кафель? «НГ» выяснила это на практике.

Отчитываться нужно за каждый винтик
После долгих рассуждений семья Олега и Ирины Амельянович из Мядельского района Минской области решила обосноваться не в квартире (хотя в очередь становились именно на панельное жилье), а в собственном доме. Участок в деревне Нарочь получили неплохой, но абсолютно пустой: предстояло с нуля по собственному проекту построить новый дом и заняться его благоустройством. Пласт работы — огромный и для человека без навыков самостоятельно неподъемный. Но опыт работы главы семейства в строительстве позволил рискнуть. Разработали подробнейший проект вплоть до учета материала окон и дверей, взяли кредит и приступили к бурной деятельности. По условиям ссуды дом должен быть построен к августу 2011 года.
— У дома еще нет крыши, а мы разве что с мебелью и цветом обоев еще не определись, — хозяин провел нас по будущим апартаментам. — Чтобы получить кредит, нужно было детально указать все материалы, которые будут использоваться, их количество. Я аккуратно собираю все платежки за покупки и каждые три месяца отчитываюсь перед банком — что куда потратил. Те, кто делает простой ремонт, но вынужден брать льготный кредит, поступают так же.
В этом и есть первая загвоздка. Из-за меньшей, чем у горожан, средней зарплаты, жители села охотно берут льготные кредиты на ремонт. Но ссуда наличными не выдается, поэтому покупать все материалы льготники могут лишь в магазинах и торговых точках, которые работают по безналу. Даже в большом городе таких гораздо меньше, чем частников на рынке, которые берут только “живые” деньги. Что уж говорить о селе.
— Те, кто изначально ориентируется на сельских покупателей, эту особенность знают и сразу закладывают безналичный расчет в качестве основного в своей работе, — в магазине стройматериалов, построенном прямо на трассе между Минском и Мяделем, чаще всего отовариваются “ремонтирующиеся” жители окрестных и отдаленных деревень. Поэтому предложение рассчитаться по банковской карточке или чековой книжке продавцов нисколько не удивило. — Кстати, частники, которые торгуют стройматериалами или мебелью “с колен”, чувствуют конкуренцию и вынуждены либо уходить на крупные городские рынки, либо выходить из “тени” и приспосабливаться к работе с сельчанами.
С доставкой, но за ваш счет...
Вырастающие вот так на трассах строительные супермаркеты для нашей страны уже довольно частое явление. И все равно, по мнению сельских жителей, их для полноценного ремонтного шопинга недостаточно. Ведь ассортимент в них формируется в зависимости от популярности спроса на какие-то отделочные материалы, мебель. О выборе пошире, вплоть до чего-то необычного или эксклюзивного, речи пока не идет. А торговые точки в райцентрах и деревнях не могут похвастаться даже минимальным набором необходимого.
— Наша деревня считается большой, даже собственный магазин промтоваров есть, но выбор строительных и отделочных материалов очень скромный, — рассказал Олег Амельянович. — Например, гипсокартон можно купить и у нас, а за газосиликатными блоками, которые нужны для возведения стен, я ездил в райцентр. Так поступают многие сельчане: в магазине стройматериалов можно оставить заказ и сразу оплатить доставку покупки. Правда, мои блоки везли прямо с предприятия из Сморгони, вышло 226 тысяч рублей за кубометр. Чтобы сэкономить, я попробовал одну партию доставить самостоятельно: получилось на 30 тысяч дешевле, но морока с машиной и разгрузкой того не стоит.
— Да, часто покупки у нас делают по случайности, — подтвердили продавцы в сельском промтоварном магазине, где на выбор нашлось не больше десятка белорусских обоев самых классических расцветок, пара видов ламината и несколько сборных кухонь. — Если привезли что-то интересное и человеку товар приглянулся, то сразу же “бронируют”. Посмотрите, сейчас практически на всей мебели уже развешены таблички “выписано”. Но можно и оставлять заказы.
Машина — не роскошь, а грузовая необходимость
Олег признался, что ему в ремонтном деле просто повезло. Во-первых, есть собственный автомобиль, поэтому можно позволить себе поразъезжать по близлежащим городам в поисках нужных материалов. Во-вторых, опыт строительства позволяет ориентироваться на рынке, искать среди знакомых знающих продавцов или мастеров. А вот большинству сельчан, не имеющих ни железного коня, ни знакомых строителей, приходится буквально выкручиваться. Это еще одна загвоздка.
Например, неподалеку от Нарочи есть “доморощенное” грузовое такси: местный житель купил микроавтобус и сейчас сдает его всем желающим. Платите 950 рублей за 1 км — и можете ездить за покупками хоть в столицу. Люди сетуют, что дороговато (до райцентра и обратно уже 40 тысяч рублей набегает), но отбоя от клиентов у предпринимателя нет. А что делать: понадобилось в доме дверь поменять, а городская фирма в деревню с таким маленьким заказом ехать не очень-то хочет.
Многие сельчане поступают аналогично. Например, строит молодая семья дом и покупает для своих нужд бетономешалку за несколько сотен евро. А уже вселившись в жилье, начинает сдавать агрегат ремонтирующимся соседям: кто за 10 евро в сутки, кто за 15. Таким же образом сельчане находят в окрестностях перфораторы, наборы инструментов, машины для шлифовки паркета и прочую ремонтную снасть. В общем, выручают соседи и знакомые: официальных фирм, которые предлагали бы деревенским жителям в аренду все необходимое для ремонта, очень мало. А те, что есть, берутся только за крупные проекты: минимум — возвести крышу, максимум — построить или отремонтировать дом под ключ. Только если учесть, что цена формируется в зависимости от количества квадратных метров жилья, а сельские дома меньше сотни “квадратов” уже редко кто строит, то нетрудно понять нежелание сельчан связываться с такими организациями.
“Дядя Вася” на все руки
С мастерами еще сложнее. Многие деревенские жители справедливо полагают, что стереотип сельского мужика как “рукастого” появился не от хорошей жизни. А по-иному, говорят, и не получается. Если сам не научишься строгать, класть печку, ровнять полы или утеплять стены, то вечно придется бегать в поисках мастеров. Из-за них (а точнее их отсутствия) возникает очередная загвоздка на пути к обновлению жилища.
— Я, например, строю и ремонтирую дом для семьи практически в одиночку, — размышляет Олег. — Но даже при наличии определенных знаний и умений мне время от времени нужна помощь: то блоки перетащить, то с перевозкой сруба помочь. Нанять где-то бригаду на пару часов два раза в месяц — дорого и сложно. Приходится сколачивать команду из местных мужиков. Каждого, естественно, потом нужно отблагодарить.
Сегодня ты — мне, завтра я — тебе. Такой своеобразный рынок строительных услуг на селе — обычное дело. Потому в любом районе найдется известный на всю округу “печных дел мастер” или “народный маляр-штукатур”. Дорогу им никто не переходит, поэтому о конкуренции тоже говорить не приходится. Если не нравятся предложенные условия — ищите мастера издалека или начинайте заниматься поклейкой-покраской самостоятельно. Чем, кстати, часто дело и заканчивается. Правда, особых жалоб сельчане не высказывают. Наверное, потому что и в городе, и в деревне большой ремонт — это едва не раз на всю жизнь. И эту неприятность мы переживем? 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter