«Строители» созидателей

– ДЕТИ, а вы знаете, как зимуют лягушки? — спросил Василий Степанович. Третьеклассники замерли. Предвкушая очередную увлекательную историю от своего учителя, они во все глаза смотрели на педагога. — В мороз, как и медведи, лягушки впадают в зимнюю спячку. Они прячутся в маленькие норки на дне прудов. Трескучие морозы сковывают их тельца, и кристаллики льда, такие маленькие, как бисер, пронизывают их. Лягушка перестанет дышать, ее сердце перестанет биться. Когда приходит весна, ласковые лучики солнышка согревают воду. Тепло проникает вглубь льда — и вдруг в крошечном сердце лягушки-малышки проскакивает настоящая электрическая искра! Она «заводит» сердце лягушки, и та выходит из зимней спячки.

Почему память наша хранит как драгоценность фамилии, имена и отчества любимых учителей

– ДЕТИ, а вы знаете, как зимуют лягушки? — спросил Василий Степанович. Третьеклассники замерли. Предвкушая очередную увлекательную историю от своего учителя, они во все глаза смотрели на педагога. — В мороз, как и медведи, лягушки впадают в зимнюю спячку. Они прячутся в маленькие норки на дне прудов. Трескучие морозы сковывают их тельца, и кристаллики льда, такие маленькие, как бисер, пронизывают их. Лягушка перестанет дышать, ее сердце перестанет биться. Когда приходит весна, ласковые лучики солнышка согревают воду. Тепло проникает вглубь льда — и вдруг в крошечном сердце лягушки-малышки проскакивает настоящая электрическая искра! Она «заводит» сердце лягушки, и та выходит из зимней спячки.

Увлеченный такой занимательной сказкой, класс сидит, не шелохнувшись, еще несколько минут. Учитель деликатно переводит внимание детей и начинает уже совсем другую тему по природоведению. И ученики, удивленные совершенно фантастическим сюжетом, с замиранием сердца внемлют Василию Степановичу.

Этот эпизод — один из десятка тех, которые возвращают меня в прекрасное, беззаботное мое детство. В родную школу, к любимым наставникам, благодарность к труду которых останется вместе со мной навсегда.

С Василием Степановичем Катериничем — моим первым учителем — мы не виделись почти восемь лет (с того времени, как я окончила СШ № 7). В родной уютной моей школе в Речице, увы, встретиться больше не довелось: наставник продвинулся по карьерной лестнице и сейчас возглавляет СШ № 6. «Посеребрили» наверняка его голову и усы, добавляющие учителю импозантности, седые волосы, лицо «украсили» новые морщинки. А ведь он, я уверена, помнит и наш класс, наше поколение, наши прописи-чистописания, наши «два умножить на два» и «пятью восемь». Я же с умилением и каким-то особым трепетом вспоминаю те уроки, когда мы оставались на мини-факультатив, и Василий Степанович брал в руки книгу и читал всему классу вслух легенды и мифы Древней Греции.

И когда педагог устраивал нам уроки музыки, тоже было безумно интересно. Он ставил у доски стул, устраивался на нем поудобнее с баяном в руках, и мы пели вместе с ним «В лесу родилась елочка» или «Расцветали яблони и груши». Если же была быстрая «Лявоніха», Василий Степанович подскакивал и даже что-то пританцовывал в такт музыке. Положа руку на сердце, нам, детям, совсем и не важно было, какой у нашего класса «репертуар». Учитель занимал буквально все наше внимание на уроках — и мы работали с полной отдачей.

Мне повезло в жизни с учителями. Я безмерно благодарна всем педагогам СШ № 7 в Речице. Особенно преподавателю истории Галине Евгеньевне Миронович, учителям «беларускай мовы і латаратуры» Екатерине Владимировне Пилипейко и Нине Сергеевне Гутниковой, учителю русского языка Наталье Васильевне Гулидовой, математику Наталье Николаевне Романовой и многим другим. Могу назвать еще с десятка два фамилий школьных учителей, которые моя память «выдает» быстро. Отдельная благодарность и университетским преподавателям, а особенно профессору журфака БГУ Татьяне Дмитриевне Орловой — моему гиду и наставнику с большой буквы в моей профессии.

…На недавней пресс-конференции министр образования Беларуси Сергей Маскевич отметил, что главная задача учителя — воспитать в своем ученике человека созидающего, патриота. Это, без ложной скромности отмечу, удалось моим учителям. Они, персонально каждый, не просто научили меня правильно писать и считать. Научили главному — мыслить.

Высокая газетная трибуна позволят мне публично сказать спасибо своим наставникам в канун их профессионального праздника. Выразить им благодарность лично за титанический и кропотливый труд созидателей у меня получится вряд ли. Тому причины известны: время, расстояние. Думаю, «реабилитируюсь», как и многие мои одноклассники, на февральском вечере встречи выпускников…

Татьяна УСКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter