Строить отношения по-соседски

Быть в добрых отношениях со своими соседями – важное жизненное обстоятельство не только для обычного человека, но и для целых государств

Быть в добрых отношениях со своими соседями – важное жизненное обстоятельство не только для обычного человека, но и для целых государств.

Польша для Беларуси больше, чем сосед, так уж сложилось исторически. Нас связывают многочисленные нити: торгово-экономические интересы, туризм, культурные, конфессиональные да и просто родственные отношения. В Беларуси проживает около полумиллиона поляков, в Польше живет немало белорусов. А потому в добрососедстве искренне заинтересованы обе стороны. Как дальше будет  развиваться белорусско-польская кооперация, а также перспективы взаимодействия нашей страны с Евросоюзом в целом «Р» обсудила с Чрезвычайным и Полномочным Послом Польши в Беларуси Генриком ЛИТВИНЫМ (на снимке).

— Господин посол, недавно в белорусской столице прошел XI Минский форум, в котором вы также принимали участие. Насколько результативной показалась вам его работа?

— Встречи и дискуссии аналитиков – это всегда очень интересно и полезно.  На сей раз внимание к форуму было особое, и это обоснованно: первый раз за всю историю проведения таких мероприятий на нем выступил глава Администрации Президента Беларуси. Участники прошедшего форума пытались вырабатывать единую позицию: как взаимодействовать дальше, чтобы европейская система жила и работала максимально эффективно.

Безусловно, разница в подходах, как выявили прения, существует. Беларусь пытается найти, с учетом своих национальных интересов, нишу между ЕС и Россией. Но это сделать не всегда легко. Слишком порой отличаются позиции ваших западных и восточных соседей. В частности, это касается общеевропейской безопасности.  Представители ЕС выступали за то, чтобы творить структуру доверия на континенте, сеть совместной работы во всех сферах жизнедеятельности. Такая система автоматически будет отсекать возможные опасные ситуации и защищать всех нас от возможных угроз.  Иная позиция у выступающих  из Москвы,  они считают, что надо предусмотреть военную угрозу и  защищаться от нее путем специальных  договоров.  Выстраивать систему безопасности в Европе Россия готова только с серьезными, с ее точки зрения, партнерами: Германией, Францией, но не с Евросоюзом в целом.  Нас такой подход не устраивает. Особенность ЕС в том и заключается, что небольшие страны и народы здесь имеют влияние на общую политику —  в этом смысл устройства нашего объ­единения. И, конечно, мы воспользуемся правом голоса при решении таких вопросов.

А Беларуси в этой ситуации надо быть очень гибкой, поскольку интересы вашей страны простираются и на Восток, и на Запад.

— Согласны ли вы с таким мнением, что на данном этапе Беларуси  целесообразнее активно выстраивать отношения не с  Евросоюзом в целом, а с его отдельными странами?

— Я думаю, в этом вопросе для вас может быть полезен опыт Польши до ее вступления в ЕС. Тогда мы плотно работали с общеевропейскими структурами, но при этом и настойчиво «стучались в каждую дверь». Мы налаживали контакты с Брюсселем и одновременно со всеми столицами старожилов ЕС. У Беларуси есть более важные партнеры и менее. Но если не работать с каждым, трудно быть успешными с объединением в целом. Ведь, как я уже говорил, в нашем союзе даже небольшое государство может серьезно тормозить те или иные процессы. И, поверьте, не из-за зловредности, а потому, что у каждого на то есть свои мотивы.

— Белорусско-польские отношения во многом могут служить примером для остальных стран Евросоюза. Мы по-соседски лучше понимаем друг друга и стремимся делать шаги навстречу. К примеру, таким шагом стало понижение с ноября стоимости польской национальной визы для белорусских граждан…

— У каждой страны в ЕС свои сферы особых интересов. Для Польши  это наши восточные соседи. Большая часть нашей границы пролегает со странами, не входящими в Евросоюз. Наша граница – своего рода дверь в ЕС. Поэтому Польша может выступать экспертом по теме. Тем более исторически у нас большой опыт сотрудничества, контактов, связей с Беларусью. Мы считаем, что упрощать отношения между нашими странами, в том числе и в визовом вопросе,  только на пользу обеим сторонам. Конечно, когда открываешься для контактов с соседями, возникают новые вопросы. Но это вопросы, а не проблемы.  Потому уже сегодня мы думаем над усовершенствованием национальных виз.  Ранее Польша уже снизила стоимость  виз с 60 до 35 евро. Сейчас еще до 20 евро. Конечно, мы считаем, что было бы нормально, если б Беларусь сделала встречные шаги и также снизила стоимость своих виз для польских граждан. Потому что сейчас мы продаем вам и многократные, и одноразовые визы дешевле, чем вы нам. Но «визовым вопросом» наши стремления к сближению не ограничиваются. Сейчас идет работа над соглашением, регламентирующим поездки жителей приграничных районов. Для белорусов его воплощение в жизнь представляет большой интерес. Ведь с вашей стороны у границы расположены два крупных города. Этот документ позволит их жителям пересекать границу неограниченное количество раз по упрощенной системе. Думаю, соглашение вступит в силу уже в следующем году.

  Насколько существенно, на ваш взгляд, повлияет мировой финансовый кризис на наши торгово-экономические отношения?

— Этот кризис затронул всех, а потому повлияет и на наши отношения. Это неизбежно. Но серьезных опасностей, способных в корне изменить, допустим, взаимную торговлю, специалисты не видят. Конечно, кризис воздействует на наши экономики, и это не сегодня, так завтра проявится. Например, возможно, уменьшится сотрудничество между крупными компаниями, снизится активность инвесторов… Хотя в Польше на этот год не предусмотрено существенное снижение роста ВВП. Динамика сохранится хорошая. Ваши эксперты заявляют, что в Беларуси тоже. Поэтому даже в условиях кризиса мы будем неплохо взаимодействовать. Польский экспорт очень эластичен. Практически постоянно на белорусском рынке появляются новые польские товары. Здесь и в России работают наши опытные маркетологи, изучают рынок и мгновенно реагируют. Белорусская сторона тоже не сидит сложа руки. Сравните: в прошлом году наш товарооборот составил около 2 миллиардов долларов, а в нынешнем он может достичь 3 миллиардов. Что будет еще через год – посмотрим.

— Интересует ли сегодня польский бизнес белорусская приватизационная программа?

— Интерес польского бизнеса большой. Но пока для нас это скорее  теория. С весны этого года мы активно присматриваемся, просчитываем возможный результат. Для польских инвестиций здесь привлекательно все. Ваш рынок еще не охвачен, не заполнен капиталом, а значит, сулит многие возможности. Здесь есть ниши, которые предприимчивые люди готовы  заполнять.

В Польше преобладает  в основном средний бизнес. Он очень активный, гибкий и жизнеспособный. Взоры многих бизнесменов обращены на  белорусские районные центры, где, возможно, будут приобретаться разные объекты, возводиться небольшие производства. Ваша страна должна приветствовать такие стремления и создавать соответствующие условия. Ведь новые производства, рабочие места только на пользу белорусской глубинке, а значит,  и стране в целом.  Польше интересно сотрудничать с вашей стороной и в сфере туризма. Показательным стал проект по обустройству Августовского канала. Конечно, мы не рассчитываем, что это место станет эдаким  Акапулько, но это очень интересный проект. Такого рода туризм сейчас весьма привлекателен. А аналогов каналу, с его инфраструктурой и природно-климатическими условиями, просто нет. Поэтому вложенные инвестиции со временем окупятся, а нашим потомкам останется хорошее наследие.

— Хотелось бы коснуться важного вопроса международной политики. В США избран новый президент. Им стал демократ Барак Обама, который в своих предвыборных речах часто повторял, что военным подходам он предпочитает дипломатию. В связи с этим, как вы полагаете, какое может иметь продолжение проект по размещению американской ПРО на территории Польши?

— Это вопрос точно не к нам, а к США. Ведь это их проект.

Будут они его сворачивать или нет – это вопрос их дальнейшего стратегического видения и внешней политики. Соединенные Штаты – важный партнер Польши. Они предложили разместить ПРО на нашей территории, и мы, исходя из партнерских отношений, дали согласие. А уж обосновывать целесообразность этой системы в Европе должно руководство США. Какое продолжение будет иметь этот проект, я думаю, мы увидим уже в скором времени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter