"Строить надо быстро и толково"

Письмо в редакцию

700 тысяч семей по стране ждут новых квартир. Из них более 250 тысяч - в Минске. Но строительная отрасль переживает проблемный период: не хватает кадров, денег на инфраструктуру, свободных от сноса площадок. Начатые в 2010 - 2011 годах новостройки могут превратиться в долгострои. Как быть? Редакция обсуждала эту проблему за "круглым столом" с участием представителей Мингорисполкома и Минстройархитектуры ("СБ" от 29.11.2012 г.).


Что интересно, за 20 с лишним лет существования рыночных реформ ситуация по-прежнему остается острой. По сути, стало ясно, что чиновники, призванные решать эту проблему, практически расписались в своей беспомощности. Если раньше они сетовали на отсутствие законодательной базы, препятствующей бурному развитию строительной отрасли, то сейчас, по их высказываниям, наличие различных указов и постановлений Правительства лишило их возможности контролировать различного рода махинации и злоупотребления при возведении жилья и других объектов. Они утверждают, что виноваты кризис, недобросовестный инвестор, текучесть и миграция трудовых ресурсов, неплатежеспособность населения. А по-моему, в строительной отрасли нашей страны всего этого можно было бы избежать. Но действия отдельных ответственных лиц сводились к известному принципу "чем хуже - тем лучше". Я имею в виду личные интересы. Согласитесь, что сам факт существования очереди в 800 тысяч семей по стране и 250 - в столице, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является питательной средой для проявления различного рода злоупотреблений, коррупции. Появление строительных "пирамид", долгостроя и резкого падения качества. Выход из этой ситуации только один: ликвидировать очередь. Как это сделать? Ну, во-первых, непонятно, почему государство берет на себя функцию обеспечивать жильем тех, кого принято называть, извините за такое слово, "лимита". Если, к примеру, автомобильный или тракторный завод берет на работу сельского жителя, то обеспечение его жильем - это прежде всего проблема предприятия, а не государства. Работодатель, заключая контракт с работником, должен заинтересовать последнего либо предоставлением ему жилья, либо поставить в основу материальный интерес. А в действительности получается так: заселяют работника в общежитие, он знакомится с "подругой по несчастью" там же, регистрируют брак, появляется ребенок - и бегом в исполком становиться на очередь. Теперь представьте, сколько таких залетных. Резонно поставить вопрос: а что же делать учителям, врачам, военнослужащим, инвалидам? Конечно же, об этих категориях граждан государство и должно позаботиться.


Наличие у граждан двух, трех или четырех квартир, как известно, не запрещается законом. Но надо обратить внимание, как используется это излишнее жилье. В большинстве случаев оно сдается в аренду тем, кто в нем остро нуждается. Получается, как в той пословице: "судьба вторых - глотать пыль первых". На мой взгляд, государство должно понуждать граждан избавляться от излишней жилплощади экономическим способом, фискальным налогом и т.д. Оно должно создавать привлекательные условия для этих граждан по вовлечению личных сбережений в малый бизнес, а не довольствоваться приобретением дорогостоящих иномарок и квартир. Уверен, что эта мера приведет к падению стоимости жилья на вторичном рынке. И потом, непонятно, почему дети, у которых родители имеют загородный коттедж, роскошную иномарку, 2 - 3 квартиры, считаются малообеспеченными и нуждаются в улучшении жилищных условий? Почему государство обязано за счет нас, налогоплательщиков, оказывать таким материальную поддержку?


Покончить со строительными "пирамидами", коррупцией чиновников, призванных по долгу своей службы осуществлять контроль над строительной отраслью, можно, на мой взгляд, только при условии личной ответственности и изменения форм финансирования жилья. Почему сегодня стало возможным различного рода проходимцам, которых принято почему-то называть "инвесторами", напрямую залезать в карман граждан? Если инвестор такой крутой, то пусть за собственные средства построит жилой дом и выставит свой товар на продажу. А мы заработаем деньги и купим. Непонятно (вернее, понятно), почему чиновники проявляют завидную активность и принципиальность в стадии разрешения на строительство жилья и других объектов. А вот злоупотребления, махинации упорно не замечают. Почему правоохранительные органы реагируют только по хвостам и только по протестным настроениям граждан?


Теперь о миграции строителей. Никто не задается вопросом: почему они едут строить в Москву, в Украину, а на очереди они и их семьи стоят по месту жительства? Справедливо ли это?


По моему мнению, удержать специалиста можно не только рублем, но и возможностью карьерного роста, предоставлением этому специалисту жилья за счет предприятия, где он работает. Строители привыкли рапортовать о своих успехах цифрами квадратных метров. Но они никак не могут справиться с ростом цен и падением качества. Это еще аукнется государству и населению немалыми финансовыми потерями.


Бездумная и безответственная политика в жилищном секторе и привела нас к таким позорным явлениям, как очередь на жилье, нарушение городской инфраструктуры, уничтожение скверов и парковой зоны, заторы на городских улицах, резкое ухудшение экологии.


Президент А.Г.Лукашенко в своем недавнем выступлении правильно подчеркнул, что надо заканчивать с так называемой уплотненной застройкой в рамках кольцевой дороги. Полностью поддерживаю позицию Главы государства в том, что необходимо не завлекать население в столицу перспективой постановки на очередь для получения квартиры, а приближать рынок труда к месту проживания людей, не имеющих работы.


Станислав Феликсович.


г. Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter