Строить информационное общество необходимо всем вместе

Чтобы не потеряться на этой планете Почта, телефон, телевидение, радио, Интернет — уже не просто постоянные атрибуты нашей жизни. Сегодня без них немыслима сама жизнь. Да и невозможна. И начиная совместный с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь проект “На связи”, “Народная газета” стремится к тому, чтобы наши читатели учились пользоваться современными возможностями связи, как говорится, на полную катушку, экономя при этом свое время и деньги. Чтобы они первыми узнавали все новинки, которые предлагают или в ближайшем будущем предложат связисты. При этом мы хотим быть полезными и самим работникам связи, регулярно освещая многообразную жизнь этой необходимой отрасли, рассказывая о людях, которые делают все, чтобы мы не потеряли друг друга в нынешнем бурном и суетном мире. Выписывая и читая “Народную газету”, вы всегда будете на связи: с нами, со своими друзьями, с единомышленниками, со всей страной, со всем миром. И связь эта всегда будет надежной.

— Николай Петрович, готовясь к интервью с вами, словил себя на любопытной мысли: оказывается, у меня как обывателя сегодня нет проблемных вопросов к вашему ведомству. Говорю это, в частности, как новосел, которому совсем недавно пришлось устанавливать домашний телефон, подключаться к Интернету, менять сотового оператора и почтовое отделение и так далее. Более того, приятно порадовало, например, отсутствие очередей в линейном узле связи, вежливость и внимательность его сотрудников, даже наличие кассы прямо на месте, что избавило от лишней беготни по городу. Приятно было, что телевизор без всяких дополнительных подключений стал показывать более 20 каналов, что сразу же была подведена радиоточка, сделаны телефонные подводки. То есть ни по одному из этих поводов не испытал никаких проблем. Мне просто повезло?
— Как вы прекрасно понимаете, в жизни совсем без проблем не обходится, особенно в век стремительного развития информационных технологий, способствующих столь же динамичному развитию новых услуг связи. Но Министерство связи и информатизации как государственный регулятор в этой области всегда стремится предоставлять населению доступные и качественные услуги. Насколько это удается нам — судить самим потребителям.
— Николай Петрович, давайте хотя бы коротко расскажем читателям “НГ” о задачах и структуре министерства, поле приложения сил которого очень и очень велико.
— Министерство связи и информатизации Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и осуществляет государственное регулирование и управление деятельностью в области связи и информатизации, а также координирует деятельность в этой сфере всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.
В систему Минсвязи входят республиканское унитарное предприятие электросвязи “Белтелеком” с его 10 филиалами и 119 узлами электросвязи, республиканское унитарное предприятие почтовой связи “Белпочта” с входящими 7 филиалами и 117 узлами почтовой связи, республиканское унитарное предприятие “Белорусский радиотелевизионный передающий центр” и 7 филиалов, входящих в его состав. А еще — учреждение образования “Высший государственный колледж связи”, три открытых акционерных общества “Белсвязьстрой”, “Белремстройсвязь” и “Минсктелекомстрой”, совместное белорусско-кипрское ООО “Мобильная Цифровая Связь” и другие. Общая численностью работающих — около 64 тысяч человек.
— 2006-й год, первый год нового пятилетия, ушел в историю. Каким он был для белорусских связистов?
— Во-первых, год был очень напряженным для всех наших предприятий. Продолжалось техническое перевооружение сетей стационарной электросвязи общего пользования — устаревшее аналоговое коммутационное оборудования мы меняли на новое цифровое, причем максимально используя при этом оборудование отечественного производства. В 2006 году полностью завершена замена декадно-шаговых АТС на электронные, а устаревшие таксофоны заменены на универсальные. Ко всем районным центрам республики проложены волоконно-оптические линии связи с использованием современного передающего оборудования, что является основой для развития вторичных сетей связи.
В течение прошлого года введены в эксплуатацию вновь построенные и реконструированные радиотелевизионные передающие станции в Мозыре, Барановичах, Пружанах, Копыле. Всего с учетом установки на действующих радиотелевизионных передающих станциях введено 16 ТВ и 25 РВ передатчиков.
Одним из приоритетов в 2006 году и на перспективу является ускоренное развитие услуг передачи данных. С начала прошлого года пропускная способность международного шлюза увеличилась в четыре раза и составила 1,8 Гбит/с. А до конца 2008 года планируется расширить пропускную способность международного шлюза еще в пять раз.
В числе самых крупных проектов, реализованных за последние годы, — создание центра обработки данных (ЦОД) — национальной площадки для физического размещения информационных ресурсов, которые обеспечивают высокоскоростной доступ пользователей к этим ресурсам по сети Интернет. Создание аналогичных центров запланировано и в областных центрах республики.
В 2006 году динамично развивались сети сотовой подвижной электросвязи, служб передачи данных в сетях стационарной и подвижной электросвязи. В настоящее время в Республике Беларусь действует 3 оператора сотовой связи в стандарте GSM и один оператор — в стандарте IMT-MC-450. Общее количество абонентов превышает 5,96 миллиона. Планируется, что к 2010 году количество абонентов сетей сотовой подвижной связи составит уже не менее 8 миллионов.
В 2007 году планируется завершение строительства радиотелевизионных передающих станций в населенных пунктах Шарковщина, Любча, Трокеники и Березино, установка 6 новых радиовещательных передатчиков на действующих радиотелевизионных передающих станциях для вещания радиостанции “Беларусь”.
Планируется в ближайшее время начать реализацию проекта, предусматривающего прокладку ВОЛС (волоконно-оптических линий связи) от узлов сети передачи данных к жилым домам в Минске, областных и крупных районных центрах, установку здесь оборудования, позволяющего подключать квартиры на скоростях, достаточных для оказания современных информационно-коммуникационных услуг.
Большое внимание уделялось повышению качества оказания услуг почтовой связи, как в городах, так и в сельской местности. Отделения почтовой связи в агрогородках приведены к городскому уровню оказания услуг — там предоставляются все услуги, доступные горожанам.

(Окончание на 4-й стр.)
Большое внимание уделялось повышению качества оказания услуг почтовой связи, как в городах, так и в сельской местности. Отделения почтовой связи в агрогородках приведены к городскому уровню оказания услуг — там предоставляются все услуги, доступные горожанам: электронные переводы, услуги международной и внутренней ускоренной почты, дилерские услуги мобильных операторов, безналичные расчеты по банковским пластиковым карточкам и другие.
— Если сравнить обеспеченность белорусов основными услугами связи, доступность самих услуг (и, скажем так, географически, и по стоимости) с нашими ближайшими соседями, то в чью пользу окажется это сравнение?
— По обеспеченности жителей стационарной телефонной связью наша республика на протяжении уже ряда лет занимает лидирующее положение среди стран СНГ. Сегодня в Беларуси на 100 жителей имеется 36 телефонов. Для сравнения: в России — около 30, в Молдавии — 28, в Украине — 25 телефонов на 100 человек. На одно отделение или пункт, предоставляющий услуги связи, у нас приходится 2 402 жителя, в Украине —2991, в Молдове — 3127, России — 1597.
Стоимость услуг связи, имеющих социальную значимость, в Республике Беларусь ниже, чем в сопредельных государствах, и они оказываются практически на всей территории республики.
— Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь в 2006—2010 годах предусмотрено доведение тарифов на услуги электрической и почтовой связи до уровня не ниже затрат на их оказание. С чем это связано? Насколько сегодня тарифы окупают затраты?
— В условиях либерализации рынка услуг связи, предусмотренной Программой развития средств связи Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также планируемого вступления в ВТО подходы к тарифной политике следует изменить коренным образом. Сегодня большинство регулируемых тарифов на услуги связи установлены на уровне, не позволяющем обеспечить полное возмещение себестоимости оказания услуг.
Например, тариф за основной телефон индивидуального пользования для абонентов, переведенных на повременную систему оплаты разговоров, возмещает себестоимость на 40,1 процента, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — на 62,6 процента. Тариф для населения на повременную плату за местные телефонные разговоры, предоставляемые абонентам сети стационарной связи общего пользования, окупает затраты на 58,8 процента, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — на 88,9 процента. Тарифы на услугу по пересылке простой почтовой карточки внутри республики возмещают себестоимость на 92 процента, внутреннего простого письма массой до 20 г — на 93, внутренней простой бандероли массой до 20 г для населения — на 93,2 процента.
Поэтому планируется поэтапное доведение уровня тарифов к затратам на их оказание, что предусмотрено Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь в 2006—2010 годах, а в дальнейшем и получение прибыли, необходимой для расширенного воспроизводства услуг связи в том числе благодаря и Майнлинк.. Это позволит также сократить субсидирование убыточных услуг связи за счет оказания высокорентабельных, запрещенное Международными соглашениями ВТО, поскольку рассматривается как деятельность, нарушающая конкуренцию на рынке, и, следовательно, является неправомерным.
При этом хочу подчеркнуть, что оказание всем пользователям универсальных услуг связи, к которым относятся предоставление доступа к местной телефонной сети с использованием телефона или таксофона, к сети Интернет в ПКП, а также пересылка простой письменной корреспонденции внутри Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об электросвязи” должно производиться по доступным тарифам.
Постоянно проводится и работа по оптимизации затрат в самих организациях системы Минсвязи. Прежде всего это перевод сетей электросвязи на цифровые и другие передовые технологии, использование прогрессивных систем управления, что позволит снизить потребление энегоресурсов, упорядочить численность персонала.
— В реализации Директивы №2 Президента Республики Беларусь о дебюрократизации государственного аппарата большие ожидания связываются с ускоренным развитием информационных технологий, и в частности реализации программы “Электронная Беларусь”, координатором которой выступает именно Министерство связи и информатизации. Насколько оправданны эти ожидания? Что уже сделано по реализации программы? Какие главные проблемы мешают ускоренному продвижению к информационному обществу?
— Основной целью Государственной программы “Электронная Беларусь” является формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, необходимого для повышения эффективности работы экономики, государственного управления, обеспечения прав граждан на свободный поиск, передачу, распространение информации об экономическом и социальном развитии общества.
За время реализации программы (в особенности за последний, 2006 год) удалось существенно продвинуться в достижении указанной цели. В частности, разработан Единый государственный регистр Республики Беларусь, включающий информацию о юридических лицах; введены в эксплуатацию автоматизированные информационные системы целого ряда органов государственного управления: МИДа, Минпрома, Минстата, облисполкомов и других.
Вместе с тем, выполняя проекты по формированию отраслевых информационных систем, мы несколько отстали в реализации общесистемных задач, что сдерживает переход к объединению уже созданных и вновь создаваемых информационных ресурсов, формированию на их основе единого “электронного правительства”.
Минсвязи учло сложившуюся ситуацию при формировании в октябре 2006 года нового состава проектов программы. При этом был изучен и международный опыт реализации аналогичных программ, в первую очередь в странах СНГ.
Новый состав проектов программы был одобрен Межведомственной комиссией по вопросам информатизации Республики Беларусь, прошел государственную экспертизу, и мы ожидаем, что его реализация обеспечит успешное решение ряда задач, поставленных Директивой № 2 Президента Республики Беларусь. В частности, в 2007 году начата работа по созданию унифицированной автоматизированной информационной системы, позволяющей регистрирующим органам взаимодействовать с автоматизированными системами других республиканских органов государственного управления в целях реализации принципа “одного окна”. К исполнению этих и ряда других проектов программы на конкурсной основе привлечены лучшие коллективы разработчиков страны.
Что касается проблем в продвижении к информационному обществу, то хочу все же подчеркнуть, что это общенациональная задача и она может быть решена только общими скоординированными усилиями всего общества. Только так можно построить информационное общество в его социальном, а не только технологическом понятии.
— К слову, Николай Петрович, даже на потребительском уровне каждый человек очень остро ощущает, насколько стремительно развиваются сегодня информационные технологии. Большинство за ними попросту не успевает. Вам как специалисту эта стремительность наверняка еще очевиднее. Успевает ли Беларусь за новинками прогресса? Какие новейшие технологии, как говорится, на подходе?
— Поскольку для строительства сетей электросвязи и создания информационных ресурсов в основном используются зарубежные технологии, некоторое отставание в их внедрении, безусловно, присутствует. Тем не менее организации связи постоянно работают над тем, чтобы это отставание было минимальным.
Для расширения спектра современных информационно-коммуникационных услуг, постепенного перехода к сетям электросвязи следующего поколения (NGN) с пакетной коммутацией и использованием IP-протоколов, оказания услуг электросвязи с использованием технологий широкополосного доступа организованы опытные зоны сетей сотовой подвижной электросвязи третьего поколения (3G), технологии высокоскоростной беспроводной передачи данных (Wi-MAX), интернет-телевидения (IP-TV).
— Безусловно, все без исключения наши читатели — это потребители ваших услуг. И им наверняка хочется услышать из уст самого министра, когда, например, во все наши дома придет цифровое телевидение или как быстро каждый из них сможет воспользоваться преимуществами телевидения кабельного. Как скоро Интернет доберется даже в самую отдаленную деревеньку? Какие дальнейшие перспективы развития сотовой связи?
— С 1 июля 2005 года впервые в республике на 48-м телевизионном канале с радиотелевизионной передающей станции из населенного пункта Колодищи, расположенного возле Минска, начата постоянная эфирная трансляция пакета телевизионных и радиовещательных программ в цифровом формате.
Сегодня цифровой пакет включает в себя пять программ — четыре телевизионных и одну радиовещательную: “Первый” (БТ-1), Телеканал “Лад”; “Общенациональное телевидение” (ОНТ); “Столичное телевидение” (СТВ) и “Первый национальный канал Белорусского радио”. Причем принимать цифровой пакет программ могут жители не только Минска и Минского района, но также Смолевичского, Дзержинского, Воложинского, Молодечненского, Вилейского, Логойского, Борисовского, Червенского и Пуховичского районов. Устойчивый прием возможен как на стационарную, так и на комнатную антенну.
На текущий год запланирована установка цифровых передатчиков в Могилеве и на строящейся радиотелевизионной передающей станции в Трокениках (Гродненская область).
Что касается кабельного и эфирно-кабельного телевидения, то оно доступно уже для 3,9 млн. человек (или более 39% населения). Наиболее активно кабельное телевидение развивается в Минске и Минской области, где им обеспечены уже 530 тысяч квартир. Всего же в стране работает более 120 операторов кабельного телевидения. Сети кабельного телевидения есть практически во всех областных центрах и крупных городах. Сейчас они активно развиваются, предоставляя все новые виды услуг (передача данных, Интернет, электронный гид).
Услуги коммутируемого доступа в Интернет имеет практически каждая семья республики, которая обеспечена стационарной телефонной связью. Обеспечена возможность оказания широкополосного доступа в Сеть в районных центрах и ряде крупных городов. А в ближайшем будущем такая возможность будет обеспечена и в других населенных пунктах.
— Информационные технологии теснят сегодня традиционные почтовые услуги. Мы гораздо меньше пишем другу писем и шлем телеграмм ограничиваясь коротенькими SMS-посланиями. Меньше читаем, а значит, и меньше выписываем газет и журналов. И почтовой службе, наверное, приходится искать новые виды услуг, чтобы быть востребованной? Насколько это удается?
— Почтовая связь республики, естественно не стоит на месте, а идет в ногу со временем, активно внедряя современные информационные технологии, повышая качество услуг и их удобство для клиентов.
Сегодня, например, почтовый денежный перевод передается в ближайшее к получателю отделение почтовой связи по современным каналам связи и передачи данных. Время перевода сократилось с нескольких дней до нескольких часов. Быстрыми темпами внедряются услуги почтовой связи на базе интернет-технологий. Сегодня каждый пользователь Интернета может на сайте РУП “Белпочта”, оформить подписку на газеты и журналы, заказать открытки, маркированную и немаркированную продукцию, другие товары, не выходя из дома или офиса. Интернет-оплата — услуга, позволяющая также просто и удобно произвести оплату любому пользователю Интернета, имеющему банковскую пластиковую карточку.
Создана и интенсивно развивается сеть устройств самообслуживания — платежно-справочных терминалов (инфокиосков), с помощью которых клиенты могут самостоятельно получить широкий спектр услуг: оформить подписку, оплатить коммунальные услуги, услуги связи, энергетиков, водоканала и т.п., выбрать и заказать товары из интернет-магазина РУП “Белпочта”, внести плату в счет погашения банковских кредитов и многое другое.
Интенсивно развивается в отделениях почтовой связи система безналичных расчетов оплаты по банковским пластиковым карточкам. На сегодняшний день такая возможность имеется более чем на 1650 рабочих местах в отделениях почтовой связи всех городов республики, агрогородков и крупных сельских населенных пунктов.
Да и при оказании традиционных для почты услуг, таких, как международная (EMS) и внутренняя (Экспресс) ускоренная почта, пересылка регистрируемых почтовых отправлений для повышения качества и надежности используется система слежения за почтовыми отправлениями, созданная на базе современных компьютерных, коммуникационных и информационных технологий.
Также много внимания уделяется внедрению других востребованных населением услуг: оказание дилерских услуг операторам мобильной связи, организация пунктов коллективного пользования Интернета в отделениях почтовой связи, услуги страхования, реализация товаров и другое.
Так что, как видите, почтовая связь Республики Беларусь стремится соответствовать современным условиям, и это ей вполне удается.
— Очень важно, что сегодня почтальон, особенно в сельской местности, уже не просто человек, который приносит письма, газеты, пенсии, а своего рода социальный работник, помогающий людям решать десятки житейских вопросов. За это низкий поклон и вам, Николай Петрович как руководителю отрасли, и всем работникам связи!

.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter