Строимся потихоньку...

О застройке Минска

Существует немало показателей, по которым можно делать выводы о социально–экономическом развитии страны. ВВП на душу населения, например, или индекс развития человеческого потенциала. Я, конечно, не так категоричен по отношению к статистике, как Марк Твен (о трех видах лжи, в том числе статистике, это его слова), но предпочитаю соотносить сухие цифры с живыми наблюдениями. Попадая за границу, всегда обращаю внимание, много ли нищих в подземных переходах. Это для меня показатель. Какие автомобили ездят по городу? Пожалуй, самыми яркими экономическими ориентирами являются... башенные краны.


Можно ничего не знать об Объединенных Арабских Эмиратах — десятки одновременно строящихся в Дубае небоскребов все сами за себя расскажут. Признаться, очень впечатляет. Из более близких примеров — Москва. Примерно с того момента, как нефть стала стоить больше 50 долларов за баррель, облик российской столицы стал быстро меняться. Бывая там раз–два в год, каждый раз отмечаю для себя что–то новенькое. Вопреки народной ремарке, что быстро растут только чужие дети, большие перемены, произошедшие за последние годы в Беларуси, и особенно в Минске, заметны не только иностранным гостям.


Тому, как растет и ширится столица, я уже даже не удивляюсь. Кажется, вот только недавно, от силы два года назад, на этих пустырях катался на лыжах — теперь здесь новый жилой микрорайон. И чем дальше — тем планы масштабнее, проекты грандиознее. Когда–то скромные ледовые дворцы в областных центрах считались гигантскими стройками. Кое–кому они даже казались излишеством. Правда, теперь критических голосов не слышно. Их полностью заглушил рев забитых до отказа могилевской, гомельской etc. трибун. Сейчас достраивается по–настоящему огромная «Минск–Арена» (допускаю, когда–нибудь и она уже не будет казаться такой огромной). С гостиницами похожая история. Когда–то и четырехзвездочный «Минск» казался пределом возможного. Сегодня я сбился со счета, сколько точно пятизвездочных отелей запланировано построить в Минске. Бизнесмены — люди, конечно, рисковые, но, надо полагать, они уверены в росте спроса на VIP–постой...


Чуть менее заметные, но, возможно, даже более важные стройки — новые высокотехнологичные предприятия. «Завод в заводе» в Жлобине — производство бесшовных труб на БМЗ. Список можно продолжить.


В промежутке между майскими праздниками в Ратуше Президент в очередной раз встретился с архитекторами Минска, чтобы обсудить проекты дальнейшей застройки города. Нужно отметить, что в рабочем графике Александра Лукашенко подобные мероприятия стали появляться едва ли не еженедельно. Поскольку инвестиционные проекты многомиллионные, даже миллиардные, они находятся на президентском контроле. Неоднократно уже обсуждалось строительство делового центра «Минск–Сити» в районе старого аэропорта. Первый белорусский небоскреб, новая линия метро, аквапарк — на макете все это уже есть, осталось самое сложное. На этот раз речь шла о застройке территории вокруг Национальной библиотеки.


35 гектаров классной территории прямо создали ажиотаж среди архитекторов. Город объявил международный конкурс, на который откликнулись не только белорусские, но также и иностранные команды — из США, Канады, Франции, Великобритании, Словакии. В западных городах, объясняют они, для творчества недостаточно пространства из–за частной собственности на землю. Вырвавшаяся на волю фантазия воплотилась в 13 проектах. Белорусы предложили создать пестрый «ковчег мировых культур». Британцы — «восточный маяк» Минска, т.е. небоскреб. Французы и словаки — маленькую Венецию. Объединяет все проекты библиотека, которая не то чтобы померкла на фоне новых задумок, но как будто немного уменьшилась в масштабах. Это к разговору о том, что чем дальше, тем планы грандиознее. Но если с инвестициями сейчас никаких проблем нет, как было заявлено на совещании в Ратуше, финансовых предложений хоть отбавляй, то почему бы и не строить?..


Задача властей в такой ситуации сводится к выбору таких проектов, которые и украсят город, и сделают его еще более удобным для проживания. В беседе с архитекторами Президент поднял важную проблему — нехватку в Минске доступных стоянок. Они, пожалуй, будут поважнее небоскребов. «Этот вопрос надо обязательно решать, необходимо разгружать дворы, — считает Президент. — Мы замахнулись на крупные проекты, а элементарные вопросы не решаем. Есть же свободные площадки, пустыри». Как автомобилист отмечаю для себя последовательность: сначала стоянки, потом разгрузка дворов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter