Строим новые мосты, не сжигая старых

В районе погранперехода «Берестовица — Бобровники» возведут новый двухполосный мост

НОВЫЙ двухполосный мост соединит Беларусь и Польшу. Его возведут в районе погранперехода «Берестовица — Бобровники». Проект строительства уже направлен на согласование в Варшаву. Евросоюз должен его одобрить до конца 2015 года и готов направить на реализацию четыре миллиона евро. К европейскому финансированию Гродненская область добавит 10 процентов собственных средств.



Интересно, что при общем падении отечественного экспорта наши поставки в Польшу постоянно растут. Хотя до рекордного уровня в 2008 году – 3 миллиарда долларов – еще не дотянули. От Минска до Египта с Израилем – 2,5 тысячи километров, еще дальше до Венесуэлы. А Польша – вот она. Тем более что по уровню ВВП эта страна опережает многих наших партнеров.

Да, отношения между Беларусью и Польшей переживали как добрые, так и сложные времена. Но не будем забывать, что в 1992 году Польша стала вторым после Украины государством, признавшим белорусскую независимость. Позднее, правда, были и отзывы послов, и введение различных санкций. Может быть, пришла пора оставить все это в прошлом? Тем более что президентом Польши недавно стал молодой и харизматичный Анджей Дуда. Один из основных его предвыборных лозунгов – добрые и взаимовыгодные отношения с соседями. Козырь в руки отечественным производителям, которые жалуются на сужение рынков сбыта.

К тому же первые шаги уже сделаны. В конце прошлого года в Варшаве прошел белорусско-польский инвестиционный форум. Говорили о новых совместных проектах – в том числе по переработке мяса и молока, а также овощей и фруктов. Заметно вырос интерес к совместным производствам. Разумеется, здесь не обошлось без влияния российского эмбарго на европейское сырье и готовую продукцию. Но опытные бизнесмены и управленцы понимают, что санкции рано или поздно будут отменены, а предприятия останутся. Сегодня по объему вложений Польша занимает девятое место среди иностранных инвесторов в Беларуси. На территории нашей страны работают 366 польских компаний.

Уверен, настало время выходить на новый уровень. Кстати, польская компания «Восток – Запад» даже открыла специальное агентство в Варшаве, которое занимается сопровождением двусторонних инвестиций. Многие начинания уже показали состоятельность на практике.
В этом году открылся торговый дом, который продает тракторы «Беларус». Специально для этого сельхозтехнику комплектуют двигателями европейского экологического стандарта. В Катовицах работает представительство Белорусского металлургического завода. Основным рынком его сбыта была Россия. В 2014 году – более 30 процентов. Теперь Польша на втором месте, и 16 процентов всего экспорта идет сюда.

Сотрудничать с белорусскими предприятиями напрямую готовы власти многих регионов. Так, в Катовицах половина городских автобусов – старенькие «Икарусы». Сейчас их начали снимать с линий. МАЗу удалось подписать удачный контракт. Первые машины белорусского производства уже вышли на маршруты.

В Беларуси польские инвестиции – это производство мясных деликатесов «Инко-Фуд», завод по производству строительных смесей «Атлас-Тайфун». Польский капитал есть и в сфере банковского обслуживания. И объемы капиталовложений растут – за два года почти в четыре раза.

К тому же Польша и Беларусь – страны крупнейших образований Европейского и Евразийского союзов. А значит, рынки двух стран надо рассматривать в перспективе как ворота больших «союзных» рынков. 

Можно сказать, сейчас белорусско-польские отношения вступили в фазу поступательного подъема. Прагматизм побеждает, ведь каждый период похолодания — время упущенных возможностей. Опоздаешь, уже не догонишь, конкуренты тоже не дремлют.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: БелТА
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?