Троллейбус с увеличенным автономным ходом - тренд городского электротранспорта

Строго по расписанию

Экспериментальные машины с увеличенным автономным ходом пришлись в Витебске ко двору

Средства передвижения, работающие на электричестве, сегодня для Беларуси актуальны как никогда. Подтверждает это и подписанный недавно Президентом Указ «О стимулировании использования электромобилей». Еще один вектор развития данного направления — пассажирский транспорт. К примеру, с начала нынешнего года по Витебску ездят два экспериментальных троллейбуса с увеличенным автономным ходом. Сочленение‑гармошка, длина — 18 метров, кабина ракетообразной формы… Красота! Но главное достоинство новинки «Белкоммунмаша» в том, уверен ее водитель Сергей Марчук, что она может проехать без проводов 15 километров — для городского наземного транспорта солидное расстояние!


Удобно, мобильно, рационально

Сергей Николаевич появляется в салоне троллейбуса АКСМ 43300D Vitovt II за 15 минут до выезда в рейс — в рубашке и с галстуком:

— Машина солидная, и водитель должен выглядеть под стать ей. Лицо города как‑никак!

До 2020‑го в Витебске было 69 троллейбусов. Из них 4 — с увеличенным автономным ходом и стандартным салоном. Когда же поступили новые машины, вмещающие 150 пассажиров, в областном центре открыли маршрут № 12. Он соединил железнодорожный вокзал со спальным микрорайоном Билево, где контактной сети нет. Там, объясняет Сергей Марчук, сильные стороны новинки проявились во всей красе:

— Если раньше в сети обрыв — высаживаешь пассажиров и ждешь ремонта. Сегодня троллейбус, оснащенный электрической батареей, позволяет ехать даже там, где сети нет. Пока машина соединена с проводами, батарея заряжается и впоследствии позволяет двигаться автономно. Из 14 километров своего маршрута половину я проезжаю как на электробусе.



Правда, батарею электробуса необходимо заряжать. Стоимость зарядного устройства — более 150 тысяч долларов. Троллейбус же с увеличенным автономным ходом, вступает в разговор Сергей Медведев, директор предприятия «Городской электрический транспорт г. Витебска», которое является филиалом ОАО «Витебскоблавтотранс», позволяет прилично экономить:

— И не только на зарядных станциях! В Витебске, к примеру, скоро откроется проезд с проспекта Строителей в микрорайон Билево. Чтобы построить там контактную сеть для классического троллейбуса (опоры, провода, тяговые подстанции), требовалось 8 миллионов рублей. Но, имея гибридные троллейбусы, мы не стали этого делать, а часть сэкономленных денег пустили на развитие нашего предприятия.

При разработке экспериментальных троллейбусов-гармошек минским производителем за базу была взята модель 433, но начинка особенная — созданная специально для Витебска.
Сергею Марчуку в экспериментальной модели нравится и внешний вид, и начинка:

— Ход плавный, сиденье водителя комфортное! Педали расположены так, что ноги не устают. Помимо зеркал с подогревом, которые регулируются автоматически, установлены видеокамеры. Они помогают и за токоприемником на крыше следить, и за дверями. Бывает, стоит мама с коляской, а помочь некому. Без проблем сам выйду, помогу занести. Мы ведь не только с механизмами, но и с людьми работаем!


Техника не помеха творчеству

Интересно, что водителем троллейбуса Марчук стал случайно. Ребенком с родителями он переехал из Украины в Шумилинский район. После окончания культпросветучилища работал руководителем Лесковичского сельского клуба. Вел дискотеки. Артистом стать мечтал. Но в 1990-е, когда перебрался к жене в Витебск, устроиться смог лишь слесарем в трамвайный парк:

— Там узнал, что есть курсы водителей. Учеба от занятий в автошколе отличается не сильно. Только нельзя забывать, что водитель троллейбуса по двум дорогам ездит: нижняя — асфальт, верхняя — контактная сеть с «рогами». Вставать в 3.50 утра за 20 лет я уже привык, крепкий кофе помогает взбодриться. Что же касается мечты о сцене, то она никуда не исчезла. С женой и двумя сыновьями обожаю петь в караоке. Играю на гитаре, гармони, балалайке. Пародии неплохо получаются. Как-то даже хотел поучаствовать в ТВ-передаче «Рассмеши комика», но по времени не срослось. К слову, когда в канун Нового года в Витебске презентовали экспериментальные троллейбусы, я в костюм Деда Мороза переодевался.



Таланты, уверен Сергей Николаевич, нужно демонстрировать и развивать:

— В прошлом году соседи увидели, что я на стене первого этажа нарисовал панду, и попросили украсить похожими композициями все подъезды. В итоге наш дом стал призером по благоустройству в Первомайском районе. Обожаю дачу, рыбалку, путешествия! Выучил историю Витебска. Если бы сказали, что во время движения по маршруту экскурсию нужно провести, думаю, справился бы.

Задел на будущее

Еще один экспериментальный гибридный троллейбус «Белкоммунмаша» в Витебске ждут в конце марта. Кроме того, рассказал Сергей Медведев, предприятие приобрело 10 троллейбусов с увеличенным автономным ходом производства завода МАЗ:

— Они не такие большие, но из-за того, что батарея на крыше, довольно вместительные. Когда в городе откроют обновленный Полоцкий путепровод, обязательно запустим маршрут из Билево в Тирасполь. Отсутствие контактной сети на улице Ленинградской не помешает. Троллейбус, на мой взгляд, самый перспективный вид транспорта: по экологичности, затратам на обслуживание. Если учесть, что в Беларуси скоро начнет работу своя АЭС, будущее однозначно за такими машинами.



КСТАТИ


Витебский троллейбусный маршрут № 12 — один из тех, где за поездку можно рассчитаться с использованием смартфона при помощи QR-кода. Наряду с этим с 1 апреля 2020 года в трамваях и троллейбусах областного центра намерены использовать традиционные компостеры и бумажные талоны. Дизайн талонов с изображением василька, символа фестиваля «Славянский базар в Витебске», уже разработан. Скоро они поступят в продажу. В перспективе «Горэлектротранспорт г. Витебска» намерен отказаться от услуг кондукторов.

golesnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter