Для "лжеминеров" предусмотрено жесткое наказание, но число телефонных террористов не сокращается

Строгий спрос за глупые шутки

Шквал ложных сообщений о минировании обрушился с началом года...
Целый шквал ложных сообщений о минировании обрушился с началом года. Причем глупые «шутки», вопреки распространенному мнению, чаще позволяли себе отнюдь не школьники, в надежде избежать контрольной, а вполне зрелые люди. Им свои пробелы в знаниях законов придется восполнять уже эмпирическим путем: выплатами крупных сумм и годами лишения свободы. У правоохранителей отношение к «лжеминерам» отнюдь не шуточное. Что же заставляет телефонных террористов проверять это раз за разом?

На днях в суде Молодечненского района началось рассмотрение дела «лжеминера», грозившего в сентябре прошлого года взорвать сразу десять школ Молодечно. Он выставил требование: хотите этого избежать — на указанный электронный кошелек переводите 10 тысяч долларов. Отпечатанные на принтере угрожающие письма пришли в школы по почте в обычных конвертах. Учебный процесс был сорван, дети и педагоги эвакуированы, территорию обследовали саперно–пиротехнические группы внутренних войск и спецподразделение по борьбе с терроризмом «Алмаз» МВД. Реальной угрозы, как оказалось, нет. После выяснилась и истинная подоплека произошедшего: 30–летний рабочий строительной фирмы таким витиеватым образом решил свести счеты со своим знакомым. Незаконно получил доступ к его личным данным, создал, используя их, электронный кошелек и разослал письма по школам, надеясь, что недруга и примут за злоумышленника. Распутали клубок сотрудники главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД, управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий во взаимодействии с коллегами из КГБ и УВД Миноблисполкома. Учитывая масштаб злой шутки, отвечать молодому человеку придется без скидок, по второй части статьи 340 УК — «заведомо ложное сообщение об опасности, повлекшее тяжкие последствия». От трех до семи лет лишения свободы! Плюс выплаты, в том числе и за моральный ущерб — такое требование уже выдвинуто одним из участников судебного процесса, в котором задействованы 57 свидетелей.

Тем временем свои убытки от остановки двух веток метро на три часа подсчитывают Минтранс и Минский метрополитен. Напомним, остановить «подземку» пришлось 26 февраля из–за sms–сообщения об угрозе взрыва. В целом транспортники оценили свои потери в размере около 290 млн. рублей. Определяются с суммами и ГУВД с группами разминирования. Если 35–летний пассажир метро будет признан дееспособным, платить придется много и долго. Интересно, что вслед за этим громким эксцессом последовал целый шлейф мелких: за последнее время метро «угрожали» еще три раза! Пьяный пассажир 4 марта, а спустя неделю — двое первоклассников из Московского и Заводского районов.

Кстати, по оценке правоохранителей, в нашей стране среди «телефонных террористов» психически больных людей — единицы. В основном на подвиги толкает элементарная глупость или алкоголь, порой во взрывоопасном сочетании. Например, в прошлом году 65–летний могилевчанин, приглашенный на свадьбу, решил, что сценарий торжества избит, и «оживил» процесс, сообщив, что ресторан заминирован. Свадьбу пришлось перенести на улицу, а биография весельчака пополнилась уголовным делом. Что только не «минировали» у нас хулиганы — школы, железнодорожные и автовокзалы, магазины, кинотеатр, банк и даже поезд. Четыре года назад из–за сообщения об угрозе взрыва в Орше были эвакуированы более 530 пассажиров состава Калининград — Москва.

Телефонные хулиганы словно испытывают на прочность службы, следящие за общественным порядком и безопасностью. Но здесь подобные «шутки» не проходят. Ни одно сообщение не игнорируется, даже если есть все основания предполагать, что это розыгрыш. Выезжают специалисты, эвакуируются люди, помещения обследуются, устанавливается личность звонившего. И наказание за подобные преступления предусмотрено достаточно жесткое. По крайней мере, пока среди «лжеминеров» не нашлось ни одного желающего еще раз так «пошутить»...

Из хроники года

— 14 января в Барановичах выпивший посетитель сообщил о «минировании» кинотеатра «Октябрь».

— 14 февраля 12–летний брестский гимназист угрожал взрывом СШ № 23.

— 28 февраля студент грозился взорвать минский банк — записку об этом он передал кассиру.

— 9 марта в Гомеле пенсионер сообщил, что в магазине «Хлебный» заложено взрывное устройство.

— 21 марта минский 15–летний ученик «заминировал» соседнюю школу.

— 27 марта мнимой угрозе подверглось здание Витебского железнодорожного вокзала, эвакуировали 220 человек. Виновника, выпившего лишнего, вычислили за 15 минут.

— 2 апреля в Жлобине взрывное устройство искали в жилом многоквартирном доме.

— 8 апреля, приняв на грудь, 65–летний брестский пенсионер «заминировал» местный торговый центр «Корона».

Чем грозит?

— За прошлый год по ст. 340 УК Республики Беларусь (заведомо ложное сообщение об опасности) осуждены 22 человека. Ответственность наступает с 14 лет. Первая часть статьи предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на срок до пяти лет. Вторая часть статьи применяется, если ложное сообщение привело к крупному ущербу или повлекло тяжкие последствия. Наказание — до 7 лет лишения свободы.

— За детские шалости расплачиваются взрослые — если чаду, сделавшему звонок о ложном минировании, не исполнилось 14 лет, наступает административная ответственность родителей. Штраф — до 6,5 млн. Ребенка ставят на спецучет.

Компетентно

Сергей Красуцкий, заместитель начальника управления профилактики МВД:

— Несмотря на то что за 3 месяца этого года зарегистрировано 11 подобных преступлений, наблюдается тенденция к снижению их числа: с 2010–го их стало в два раза меньше. При этом раскрываемость увеличивается. Если в 2009 году было установлено 63 процента подозреваемых, то по итогам прошлого года — 81,5 процента. В этом — раскрыто подавляющее большинство. В 2013–м среди «лжеминеров» было всего две представительницы слабого пола и двое несовершеннолетних. В основном такие преступления совершают взрослые мужчины, которых по возрасту можно условно разделить на две группы: 19 — 25 лет и от 40 и старше. Причем основную массу составляют как раз более зрелые люди. Значительная часть из них не работает, а наиболее частая причина проступка — пьянство.

Советская Белоруссия №77 (24460). Четверг, 24 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter