Учитель истории из Сенненского района собрал коллекцию древностей. Хватило на музей

Стрижнев у самовара

Еще в конце 1990-х учитель из Сенненского района загорелся идеей — помочь в создании школьного музея. Когда перестройка била судьбы, как блюдца, а на свалке можно было отыскать вещи с историей, Александр СТРИЖНЕВ решил: раритеты нужно спасать, потомки скажут спасибо. 


СЕЙЧАС в Студенковской детском саду — средней школе есть собственная коллекция странных экспонатов. Здесь немало интересного — от утвари царских времен до почти четырехсотлетнего молитвослова и топоров Бронзового века. А вначале был старый меднобокий самовар, вспоминает Александр Петрович: «Знакомая, передавшая его, гостила в одной из здешних деревень и поинтересовалась у пожилых хозяев дома: не найдется ли у них чего-нибудь эдакого? В ответ услышала: «Полезай на чердак!»

С тех пор коллекция заметно приросла. В ней более двух десятков самоваров конца ХIХ — начала ХХ веков. У каждого своя история, форма и, как шутит коллекционер, даже характер. Родина экспонатов — знаменитая тульская фабрика «самоварного короля» Василия Баташева, а также ее не менее известный конкурент, московский завод Аленчикова и Зимина. Часть медных «толстяков» в исправном состоянии, при желании их вполне можно использовать по назначению. Когда-то самовар стоил бешеных денег, за его цену можно было купить корову, и не одну. Но в 1990-е не только таких «кипучих» красавцев, многую кухонную утварь можно было обнаружить на свалке. Люди массово уезжали из деревень, бросая, как считали, хлам на произвол судьбы. Эти вещи энтузиасты из Студенки собирали с миру по нитке, подключали сарафанное радио.

Педагогу здорово помогли ученики, коллеги и просто односельчане, наслышанные об энтузиасте, который «создает музей». Старые ковши и горлачики, плетеные корзины, лапти, чемоданы, безмены, орудия труда — все это отдавали абсолютно бескорыстно. 

Александр Петрович выделяет: особой материальной ценности школьная экспозиция не представляет. Соль в другом. Прежде всего это тонкая связь поколений, генетический код, зашифрованный красной нитью в полотне рушника, спрятанный в желтых страницах букваря, выбитый клеймом сельского бондаря на бочке. Спасая находки от старых чердаков, пыли и сырости, чувствуешь пуповину — кто ты, откуда, чем дышали предки. 

Естественно, Александр Стрижнев интересуется генеалогическим древом и может ярко поведать о своих близких. Его дед Никита Никифорович отлично понимал в механике, работал на патронном заводе, а позже машинистом поезда. До Октябрьской революции жил в Петрограде, куда выехал на заработки. С супругой Верой Симоновной сошлись уже на Сенненщине, делится собеседник:

— Она тоже вернулась из столицы, где трудилась мотальщицей. Вспоминая молодость, говорила, что ходила на митинги к Ленину. Дед, наоборот, относился к вождю пролетариата резко негативно. Революция лишила его накоплений, которые он не успел перевести в золото, а затем и возведенного при НЭПе хутора. Кроме родового гнезда, у семьи забрали коня, плуг и повозку. На робкую попытку возразить, как же теперь им жить с четырьмя детьми, деда осадили, мол, «сам скоро пойдет за конем». Не пошел — спасли опыт машиниста и золотые руки… 

Вместе с Александром Стрижневым рассматриваю музейное собрание и убеждаюсь: то, что для одного старье, для другого — жемчужина. Возьмем, неприметный, покрытый глазурью, гляк, на вид почти современный. Это поливная керамика и изделие с любопытной биографией, замечает Александр Петрович:

— В знак доброго расположения, наполнив до краев вареньем, его презентовал соседям-крестьянам Александр Шидловский, генерал-губернатор Орловской и Костромской губерний, действительный статский советник, живший в XIX веке. В наших Шипах у него стоял фольварк, что называется, для дачного отдыха. Здесь же оздоровлялась его больная туберкулезом сестра, для которой Шидловский построил домик в лесу. 

И ЭТО лишь эпизод из богатой летописи родного края, с которой охотно знакомит односельчан Александр Стрижнев. С детства он был книжным мальчиком. Среди историй, которые читал взахлеб, были и исторические. Любимое хобби немало повлияло на его судьбу. Паренек из деревни Келисы, в полукилометре от Студенки, решил стать учителем. Выбирал профессию по принципу: чтобы и в городе, и на селе пригодилась, вспоминает состоявшийся педагог: «Старший брат стал хирургом, еще один — священником, а я окончил истфак в Гомеле и по распределению вернулся на Сенненщину. Первое время работал в отдаленной от дома деревне, а когда 30 лет назад открыли школу в Студенке, сразу перевелся туда». 

Общий педагогический стаж героя материала — 34 года. В школе Александр Петрович преподает ребятам историю, а с недавних пор ведет трудовое обучение. Несколько учеников Стрижнева, вдохновившись примером наставника, пошли по его стопам. Да и как не заинтересоваться предметом, когда о событиях разных эпох можно не только прочесть, но и прикоснуться к их «живым» свидетельствам. Буквально руками. 

naumova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter