Доярку оштрафовали за окрик на корову

Стрессовая соматика

Почему молоко «экстра» не по вымени многим хозяйствам?
Почему молоко «экстра» не по вымени многим хозяйствам

ПРОИЗВОДСТВО молока в 2,7 раза превышает внутренние потребности страны и составляет 253 килограмма на человека в год. Уровень самообеспеченности — 211,7 процента.
Конечно, за пять лет больше сырья поглотила переработка, которая выросла на 23 процента. В соответствии с Программой развития аграрного бизнеса на 2016—2020 годы объемы ее должны увеличиться еще на 31 процент. Беларусь уверенно закрепилась в списке мировых экспортеров, постоянно прибавляя по всем молочным позициям. За прошлый год масла продано на 28 процентов больше, сыра — на 10, сухого обезжиренного молока — на 34, сыворотки — на 3 процента. В общей сложности две трети произведенного продукта отправляется за пределы страны. 


КОНКУРЕНЦИЯ на рынке жесточайшая, и введение в прошлом году более строгих сырьевых стандартов, в принципе, должно дисциплинировать как производителей, так и переработчиков, которые, по большому счету, находятся в одной лодке.

Вполне ожидаемо, что Россия, главный потребитель продукции белорусского животноводства, еще больше усилит защиту своего рынка. Несмотря на популярность изделий Made in Belarus у россиян, нельзя исключать и ограничения в поставках, и даже изъятия из торговли. 

Наконец, мы должны бороться за европейский рынок. В общем все сходится на качестве. 

Напомню, что в соответствии с изменениями в СТБ 1598—2006 «Молоко коровье. Требования при закупках» с 1 сентября были введены три сорта молока: «экстра», высший, первый. Определяется сортность по 15 основным параметрам, разделенным на три группы. Ужесточены условия приемки молока по бакобсемененности. Регламентируется массовая доля жира, белка и сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО). Кстати, в «экстре» эти показатели определялись и раньше.

Что касается соматических клеток (относится к группе санитарно-гигиенических показателей), то раньше их диапазон доходил до 1 миллиона в одном миллилитре для второго сорта, который исключен из пригодного для переработки сырья. Сейчас в «экстре» (как и ранее) допускается до 300 тысяч, высшем и первом — до 500 тысяч. До введения новшеств для первого сорта порог составлял 750 тысяч. Более того, с 1 января 2017 года данный стандарт планируется пересмотреть еще раз. В частности, установить потолок по содержанию соматических клеток в 400 тысяч. Перестанет существовать и первый сорт.

В республике качественные параметры за последнее время выросли в разы. В этом заинтересованы сами сельхозпроизводители — это их деньги. Хозяйства оснащены современным холодильным оборудованием, строятся высокотехнологичные комплексы, где на пути брака встал компьютер, усилена ветеринарная служба. Эти факторы привели к тому, что в СТБ в 2007 году внесены изменения и введен сорт молока «экстра», который соответствует очень жестким требованиям Европейского союза. Настолько предельным, что в принятом прошлогоднем стандарте у «экстры» норма по наличию соматических клеток осталась прежней. Зачем же теперь подняли «нижнюю» планку?

Пожалуй, самый веский аргумент в пользу нововведения — забота о здоровье потребителей. Правда, полгода жизни с новыми стандартами не привели к повышению доли «экстры», но даже породили новые конфликты «двух гребцов одной лодки». 

Объемы молока наивысшего сорта в общей реализации в Минской области за прошлый год снизились на 16,1 процента — с 48,9 до 32,8. Падение существенное. Если учесть, что хозяйства, у которых такого молока не было и в помине, и теперь, как и прежде, они его не имеют, то получается, что пострадали в первую очередь сельхозпредприятия, которые заботятся о качестве. 

Например, в Столбцовском районе в прошлом году на переработку поступило 76675,6 тонны молока в зачетном весе — это на 7747,8 тонны больше, чем в 2014-м. Высшим сортом — 72 процента, или 55221,2 тонны. Из общего количества сортом «экстра» зачислено 16,8 процента. Но пять хозяйств высококачественного сырья не сдали ни капли. 

НА ЧАСТНОМ предприятии «Профи-Агроцентр» этого района в собственной продукции уверены на все сто процентов, но чтобы приблизиться к этому абсолюту в реализации, специалистам или руководителю приходится доказывать свою правоту, иногда на повышенных тонах в кабинете директора перерабатывающего завода. На всякий случай здесь пломбируют цистерны, оставляя образцы их содержимого в хозяйстве. 

А вот пример из Молодечненского района. В агрофирме «Лебедево» долго спорить с местным комбинатом не стали. Директор Аркадий Осипович выбрал в прямом смысле другой путь — в Минск:

— Были претензии к объективности приемки на Молодечненском молочном комбинате. Дело в том, что мы у себя проводим лабораторные исследования. Знаем, что свой контроль на выходе очень жесткий. Покупаем моющие средства, фильтры, имеем современное холодильное оборудование, скот вовремя лечим. Да и работники стараются, у них зарплата зависит от произведенной продукции. Установили животноводам премии за «экстру». Поэтому занижение сортности посчитали неоправданным. Когда начались трения с переработчиками, сказали, что докажем качество своей продукции, и стали частично сдавать молоко на Минский гормолзавод № 1. И, кстати, там претензий к нему нет.

В агрофирме давно отработана система кормления при круглогодичном стойловом содержании. Специально на кормораздатчики и кормосмесители подобраны добросовестные, исполнительные механизаторы, у них на руках кормовые рационы, и они должны обеспечивать их соблюдение, а также строго придерживаться графика доставки «обедов». Опытнейший в области главный зоотехник Тамара Алисейко не только составляет рационы для каждой группы животных и контролирует приготовление смесей, но и следит за отношением к буренкам работников:

— Случалось и премии лишали за окрик на корову. В нашей работе важны любые мелочи. Скажем, если покормить не в одно и то же время, сегодня — раньше, завтра — позже, никогда не будет продукции. Даже если кормораздатчик пройдет в один день с левой стороны, а в другой начнет свое движение с правого отсека, коровы получат стресс. 

А ухудшение соматики, низкий жир и белок в молоке, спад продуктивности — все это следствие стресса, наряду, разумеется, с болезнями и инфекциями. Вызвать ненужное волнение у животного может и жара, и сырость. Технологический стресс возникает при перегруппировках, перемещениях, транспортировке, вакцинациях, смене обслуживающего персонала и технологических приемов, зооветманипуляциях, недостаточной физической активности и подвижности животных. Бывает, с первого раза не разберешься, отчего «пляшет» соматика.

Вот почему производителям молока, тщательно контролирующим показатели чистоты, кислотности, плотности, бактериальной обсемененности, жирности, по силам сравнительно быстро в этом вопросе навести порядок, однако еще многим не по зубам усмирить соматические клетки. Поэтому «экстры» не имеют многие хозяйства, признаются на местах. Еще одно препятствие экстра-потоку — не соответствующее технологии охлаждение молока.

НО КТО уже добился определенных результатов, конечно, не должен терять своих денег из-за недобросовестной приемки. Но арбитром по определению качества молока выступают лаборатории, принадлежащие молочным заводам. Высока вероятность, что, если надо поправить финансовую ситуацию предприятия, они могут стать инструментом «экономии» средств. В западных странах такие лаборатории независимые. Любая из сторон — производитель или переработчик, — если бы и хотела лоббировать свои интересы, реально сделать этого не может. У нас же за качество своей продукции должны бороться сами аграрии. Им надо не только получить «экстра»-молоко, но и доказать переработчикам, что оно является таковым. 

Судя по приведенным ниже цифрам, молочники взялись строго контролировать сырье. Однако почему-то делегированные им особые полномочия не смогли уберечь свои же предприятия от Россельхознадзора, выявившего, к примеру, не так давно в продукции ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», его Любанского и Копыльского филиалов антибиотики и превышение консерванта. Сегодня на лечение животных антибиотиками надо взглянуть не только с позиции возможности торговли с Россией, но и с точки зрения нашей безопасности при питании. Необходимо выстроить схему ответственности специалистов и руководителей за получение некачественного сырья и готовой продукции, считает замминистра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло. И если говорить о молочных продуктах, то в случае обнаружения в них антибиотиков нести ответственность должны предприятия, допустившие приемку непригодного сырья и его переработку. Чтобы действительно были заинтересованы в качестве, а не только в диктате своих прав. Каждая из сторон должна хорошо знать свои права и обязанности, а также добросовестно их выполнять.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter