Стресс экспресс

Жертвами самоубийц становятся... машинисты поездов
Жертвами самоубийц становятся... машинисты поездов

О том, что под колесами поездов нередко гибнут люди, я, конечно, слышала. Слышала, что некоторые из них таким образом решают свести счеты с жизнью. Но, признаться, никогда не думала, как чувствуют себя их невольные убийцы — машинисты. Задумалась лишь после того, как в СМИ и в нашей газете в частности была опубликована заметка о том, что на одной из станций Московского метрополитена под колеса поезда бросилась белоруска. Девушку удалось спасти, а вот сердце машиниста не выдержало — он скончался в больнице...

«Убийцы» поневоле

Машинистам из Могилевского локомотивного депо погибшего коллегу слов нет как жаль. Говорят: у него ведь наверняка семья осталась, дети... «Тот, кто бросается под поезд, о других, конечно, не думает. Ему и дела нет, что таким образом он обрекает другого человека на вечные муки, ведь даже если ты прекрасно понимаешь, что не мог предотвратить несчастье, тебя все равно гложет чувство вины, — признается 42–летний машинист Андрей Кузьмин. — Думаю, каждое такое ЧП отнимает у нашего брата–машиниста минимум полгода жизни. К войне привыкнуть невозможно. Так и здесь, каждую трагедию переживаешь как в первый раз».

Конечно, в депо есть психолог, но ведь поговорить с ним машинист сможет лишь вернувшись из рейса, а пока он должен убрать тело человека или то, что от него осталось, на обочину и... вести поезд дальше. Можно только догадываться, чего ему это стоит.

— Случается, у некоторых на нервной почве обостряются хронические болезни, так что по прибытии из рейса они просят отпустить их в отпуск или хотя бы дать пару отгулов, — не скрывает заместитель начальника по эксплуатации Могилевского локомотивного депо Александр Русиновский. — Конечно, мы идем им навстречу, даже если по графику отпуск у человека нескоро или он свое уже отгулял. По–другому нельзя, мы ведь все живые люди. К тому же человеку, который зациклен на произошедшем, нельзя доверять сотни других человеческих жизней, заставляя его ехать в очередной рейс. Кстати, если машинисту до пенсии осталось несколько лет и он после трагедии просит перевести его на другую, более легкую работу, просьбу тоже стараемся удовлетворить. А вообще, я вам скажу, тяжелое это зрелище: видеть, как крепкий мужчина после аварии дрожит как осиновый лист, к тому же некоторым, бывает, и плохо становится, однажды даже в обморок человек упал, разглядев то, что осталось от самоубийцы.

Никто не хотел умирать

— Разные люди становятся виновниками ДТП на железной дороге — и дети, и старики, — говорит ведущий инженер отдела пути Могилевского отделения Белорусской железной дороги Григорий Дикун. — Пацаны–школьники норовят прицепиться к товарному вагону, чтобы прокатиться на зависть дружкам. Увы, такие поездки нередко оборачиваются трагедией. В 2003–м 11–летний паренек на станции Могилев — Буйничи пытался запрыгнуть в грузовой вагон, не удержался и соскользнул под поезд. Ему отрезало обе ступни. Лет пять назад в Горецком районе под колеса угодила столетняя старушка, еще одна бабуля погибла совсем недавно, 31 марта, на станции Друть Могилевского района. Она была на даче, ее собачка выскочила на рельсы, и бабушка, увидев идущий вдалеке поезд, кинулась ее выручать. Собачку она спасла, а вот сама спастись не успела.

Попадают под колеса и рассеянные дачники. «Высыплются» толпой из электрички, домой торопятся и чешут по рельсам, не глядя по сторонам, а по другому пути уже следующая электричка несется... Бывают и вовсе жуткие случаи. В 2002–м в Быхове под колесами пассажирского поезда Киев — Санкт–Петербург оказались сразу двое. 19–летняя девушка собиралась уезжать на сессию, а молодой человек, с которым она когда–то встречалась, не хотел ее отпускать. Он понимал, что между ними все кончено, и, видимо от отчаяния, шагнул под поезд и потянул ее следом. Девушка умерла, 24–летний парень чудом выжил, но остался без ноги. Зато пьяный мужик, заснувший в железнодорожной колее, проснулся лишь после того, как над ним проехал поезд. И ничего — ни царапины. Встал, отряхнулся и потопал по своим делам...

«Я поседел рано»

На глазах машиниста Кузьмина, работающего в депо с 1980 года, произошло 13 смертей, причем ни в одной из них Андрей Анатольевич не виновен.

— Впервые это произошло, когда мне было всего 24 года. Столько воды с той поры утекло, а помню все до мельчайших деталей, точно это случилось вчера, — делится машинист. — Было десять часов вечера, прошло буквально минут пять после отправления нашего поезда Могилев — Солигорск, как между станциями Могилев–1 и Могилев–2 я заметил бегущую прямо навстречу поезду женщину. Мы ехали со скоростью 50 километров в час, я резко затормозил, но мужчине, который несся за ней следом и попытался спасти, не хватило считанных секунд. Да она и не хотела жить — нырнула под поезд, как люди ныряют в воду. Ее лица я не видел, от него ничего не осталось. А вот лица ее детей хорошо помню до сих пор. Помню, когда вышел посмотреть, можно ли ей чем–то помочь, кто–то подошел ко мне сзади и стал дергать за рукав. Обернулся — стоят двое — мальчонка и девочка лет пяти–шести, в глазах испуг и надежда: «Дядя, наша мама будет жить?» Верите, ни разу в жизни курить не пробовал, а тут стрельнул сигарету и затянулся. По–настоящему. Курю, а в горле ком, сердце частит как сумасшедшее, руки–ноги дрожат. Уже потом в прокуратуре мне рассказали, что этой женщине было всего 25 лет, что дома ее довели, пили и отец, и муж, вот и не выдержала, даже детей не пожалела. Я потом наводил справки: оказалось, ее мужа лишили родительских прав, а малышей отдали в детдом...

В пути Андрей Анатольевич выкурил целую пачку сигарет. После этой поездки у него, молодого тогда человека, появилась седина, по ночам мучили недобрые сны, и лица детей покойной стояли перед глазами. Пойти за помощью некуда — психологов в то время не было и в помине, да и в церковь ходить было не принято. Спасла мать. Правда, об этом Андрей даже не догадывался. Он ведь ей ничего не рассказал, чтобы не расстраивать, да проболтались сестры. И она, видя, как сын мается, поехала к знахарке, та пошептала на воду и велела: «Половину пусть выпьет, другой — умоется». Кузьмин признается, что хоть и не верил в такие чудеса, тем не менее после той «процедуры» ему действительно полегчало, словно камень с сердца упал. Года полтора потом он ездил без происшествий, пока на переезде возле Жлобина опять не случилось несчастье. Эту женщину он увидел еще издали, она спокойно переходила дорогу и уже почти достигла противоположной стороны. Разве мог он предположить, что она резко развернется и шагнет обратно?

А в феврале этого года в Минске под колеса его поезда бросился 29–летний интеллигентный с виду парень. Потом рассказывали, что в столицу он приехал из Гродно к любимой девушке, а она дала ему от ворот поворот...

Кстати говоря, мало того, что машинист, нечаянно убивший или покалечивший человека, тяжело переживает эту трагедию, так случается, что его начинают терзать родственники пострадавшего.

— Как–то вечером, было уже довольно темно, я ехал в Оршу и сбил мужчину, — вспоминает Кузьмин. — Он лежал прямо на рельсах. Когда прожектор «выхватил» тело из темноты, я, конечно, затормозил, но спасти этого человека не могло бы даже чудо. Его отец потом звонил мне изо дня в день на протяжении полугода и задавал один и тот же вопрос: «Ты что, остановиться не мог?!!» Я, сочувствуя его горю, сперва терпеливо объяснял, как все произошло, но потом понял: если это не прекратится, могу сойти с ума, и обратился в милицию. Тем более что он начал третировать не только меня, но и мою жену.

Между прочим, о жене и детях машинист думает постоянно. Особенно после произошедшей на дороге трагедии старается, как учат психологи, переключиться на семью, думать о любви, гармонии, в общем, о хорошем. Правда, вернувшись домой, супруге ничего о случившемся не рассказывает — слишком тяжелая эта ноша, чтобы перекладывать ее на хрупкие плечи любимой женщины. Но недаром ведь говорят: беду надо выговорить. Он и выговаривает, рассказывает кумовьям, коллегам по работе, психологу. И если ставит в церкви свечи за упокой, непременно просит у Господа прощения. За них за всех...

Поможем, чем можем

Служба психологической помощи была создана при Могилевском локомотивном депо еще в 90–х годах. Сегодня здесь работает один психолог, который должен периодически проверять машинистов на профпригодность и в случае чего быть для 150 мужчин той спасительной жилеткой, в которую если не выплакаться, то выговориться можно наверняка. Татьяна Никулина, помогающая машинистам снять стресс, говорит, что в силу разных темпераментов и характеров одному, чтобы оправиться от шока и прийти в себя, будет достаточно одного сеанса, другому понадобится месяц. Она помогает им, чем может, при помощи специальных методик и техник убирает страхи, повышает самооценку, перепрограммирует. Правда, все это — на словах, поскольку современного оборудования у психолога нет.

— Конечно, службу психологической помощи давно пора совершенствовать, — соглашается руководство Могилевского локомотивного депо. — В Минске на вооружении у психологов не только брошюрки, тесты и музыкотерапия, как у нас, но и современное оборудование. Например, прекрасная комната психологической разгрузки, в которой машинисту предложат на выбор массаж, ароматерапию или на время поместят в специальную капсулу, которая прекрасно (те, кто пробовал, уверяют, что это — сплошной восторг и после процедуры ты словно заново родился) снимает стресс. Увы, могилевчане такого позволить себе не могут — слишком дорогое удовольствие. А ведь от того, как будет чувствовать себя машинист, как быстро справится он со стрессом, зависит не только его жизнь, но и жизни сотен других людей — пассажиров. Вот об этом в первую очередь и стоит помнить всем нам. Хотя бы для того, чтобы никогда больше не повторилась история, произошедшая в Московском метрополитене.


Машинисты недолюбливают Толстого. Горько шутят: «Не напиши он «Анну Каренину», может, и не додумались бы люди под поезд бросаться. А то ведь посмотрите, что творится: считай, каждую неделю на железной дороге кто–то гибнет или калечится. А бывает, что и несколько человек за один день».


Справка «СБ»: в прошлом году под колесами поездов на Могилевщине погиб 21 человек, по всей стране — 175 (всего зарегистрировано 330 наездов на людей). 30 из них сделали последний в своей жизни шаг осознанно. Для примера: в 2003–м таких самоубийц было всего трое. За 4 месяца этого года на рельсах оборвались жизни 46 человек. 50 процентов погибших были в нетрезвом состоянии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter