Стремление к совпадению

Мне было хорошо — ей плохо. Я лежал на уютном диване в теплой квартире — она стояла у полуразрушенного дома. Я был в Минске — она, пожилая негри... (извините, афроамериканка), — в Новом Орлеане...

Стремление к совпадению желаний и  возможностей трудоустройства  снижает напряженность на  рынке  труда 

Мне было хорошо — ей плохо. Я лежал на уютном диване в теплой квартире — она стояла у полуразрушенного дома. Я был в Минске — она, пожилая негри... (извините, афроамериканка), — в Новом Орлеане. Том самом американском Новом Орлеане, который два года  назад практически стер с лица земли жуткий ураган с нежным именем «Катрин». И который, судя по словам этой женщины, так из руин и не поднялся. Это и удивило больше всего. Привык, наверное, что в нашей жизни, в той большой стране, всем миром отстроили рухнувшие после землетрясения Ашхабад и Ташкент, не говоря уже о сгоревших пятнадцать лет назад двух деревушках в Глусском районе. Беда случилась летом, а уже осенью погорельцы обживали новенькие, пахнущие смолой и стружкой дома. 

«Два мира — два образа жизни», — сказали бы в прошлом веке по этому поводу политические комментаторы. Но об образе жизни, «их нравах» не будем (хотя один новоорлеанский чиновник в том телевизионном сюжете, немного стесняясь, словно Альхен из известного литературного произведения, признался, что немалые денежки, выделенные федеральным правительством на восстановление города, воруют помаленьку), глянем на проблему в ином ракурсе. 

Согласитесь, что такая грандиозная задача, как восстановление целого города, — это прекрасный повод и возможность решить проблему занятости населения, обеспечить здешних безработных просто огромным количеством рабочих мест. Почему этого не произошло, у тамошнего губернатора допытываться не буду, замечу лишь, что, как ни странно это звучит, подобное явление из контекста мировой тенденции в области занятости населения не выбивается. 

А она, тенденция эта, в том, что в последнее время во многих странах мира экономический рост не сопровождается ростом количества рабочих мест. За последние десять лет, например, число безработных на планете увеличилось на 34 миллиона человек и составило в 2006 году 195 миллионов человек. Причем рост этот происходит на фоне роста глобального объема производства на уровне 3,8 процента  в год. 

Эти тревожные цифры озвучены в докладе ООН о мировом социальном положении, направленном на рассмотрение делегатов 62-й Генассамблеи ООН, которая начнется в середине сентября. В нем также отмечается, что достойная работа для всех должна быть поставлена во главу угла при разработке экономической и социальной политики государства. 

Наивно было бы полагать, что эти негативные тенденции нашу Беларусь обошли стороной, – чай, не за железным занавесом живем. И поэтому в 1996 году, к примеру, уровень безработицы имели в четыре процента от экономически активного населения. Тяжелыми в этом плане были 2000—2003 годы, когда уровень безработицы составлял 2,1—3,1 процента. Но уже годом позже этот показатель снизился до 1,9,  в прошлом году был равен 1,2 процента, в первом полугодии этого года – один процент. 

Ясно, что случайной такую динамику никак не назовешь: свои плоды приносит и государственная программа содействию занятости населения, и вся политика государства, ориентированная, как того и требуют ооновские положения, именно на благо человека. Жесткий контроль за выполнением Госпрограммы, четко выстроенные в ней приоритеты, среди которых создание  новых рабочих мест, обеспечение занятости  жителей малых и средних городов, поселков и регионов с высоким уровнем безработицы, гарантированное первое рабочее место для  молодых специалистов, организация занятости наиболее уязвимых категорий граждан, позволили изменить ситуацию на национальном рынке рабочей силы, сделать ее более стабильной и управляемой. 

Только за полугодие в рамках программы в стране создано 68,2 тысячи рабочих мест, 13,5 тысячи их появились в малых городах. В 29  малых городах с устойчиво высоким уровнем безработицы создано 2,7 тысячи рабочих мест, что привело к снижению напряженности на рынке рабочей силы в 26 проблемных, с точки зрения занятости, городах. Снижается, может быть, не так быстро, как хотелось бы, женская и молодежная безработица и так далее. В итоге если еще год назад в целом по республике предложение рабочей силы превышало спрос в1,2 раза, то по состоянию на 1.08.2007 года количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. 

Это, как говорится, плюсы. Есть и минусы. Некоторые из разряда тех, которые эксперты ООН назвали глобальными. Среди них – неформальная трудовая деятельность и краткосрочные контракты, которые дают трудящимся меньше прав и гарантий, резко сдвигают баланс сил в сторону работодателей. В самом деле, какие гарантии могут быть у белорусов-гастарбайтеров, а их, по недавно озвученным данным, более 600 тысяч человек, вкалывающих день и ночь в Москве и Подмосковье? У наемного работника, которому платят в конверте? 

Прав нет, но если у человека есть желание работать именно так, то переубедить его, насколько я понимаю, трудно. Многие, правда, особенно после того как одна жареная птица клюнет их в одно место, прозревают и с некоторым удивлением замечают, что их желание трудоустроиться по конкретной специальности все чаще совпадает с теми возможностями, которые предлагает государственная служба занятости. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter