Что забыли в охотничьих комплексах семьи с детьми?

Стрелять не обязательно

Система лесного хозяйства у большинства людей стойко ассоциируется с посадками деревьев и кубометрами заготовленной древесины. В крайнем случае, кто-то вспомнит о леснике — таинственном “камуфлированном” дядечке, который вроде бы живет где-то в сторожке и кормит с рук приходящих к нему разномастных бэмби. На самом деле у лесхозов есть еще одна мощная функция — рекреационная. И речь идет не столько об обустройстве полянок с кострищами или строительстве беседок для притомившихся грибников, сколько об охоте, которая в странах ЕС давно именуется не иначе как охотничий туризм.



Охота давным-давно перестала быть едва ли не единственным способом выжить в суровом мире. Сегодня это скорее хобби и даже развлечение, а еще шанс побывать на природе. Скептики могут возразить: ничего себе развлечение — убивать животных! В качестве контраргумента возьмем общемировую статистику. Несмотря на то что ведение охотничьего хозяйства для специализированных организаций не что иное, как бизнес, тем не менее доля прибыли непосредственно от добычи зверя в нем незначительная — около 20 процентов. Все остальное — услуги. 

Что имеем сегодня? В стране — около 250 охотничьих хозяйств разных форм собственности. Лишь в системе Минлесхоза их больше 70. Изменились сами принципы ведения хозяйства. Появились специализированные природоохранные структуры. Был сбит вал браконьерства. Численность животных в лесах за последние 20 лет возросла в разы. Но основной доход хозяйства получают не за выстрелы и, грубо говоря, за мясо, а за услуги, причем не только и даже не столько охотникам, сколько обычным отдыхающим.

Охотничьи комплексы, которые в свое время массово строились едва ли не в каждом охотхозяйстве, быстро перепрофилировались в туристические. В итоге к ним протоптали дорожки туристы, любители природы, отдыхающие. Сегодня здесь нередко играют свадьбы, отмечают юбилеи, проводят корпоративы. Практика показала, что туристический потенциал у обычных охотничьих хозяйств более чем внушительный. 

Отдых на природе, но в комфортабельных условиях можно назвать нынешним трендом, который ожидаемо пришел из западноевропейских стран. Однако работники охотничьих хозяйств все же помнят о своей главной задаче — обеспечить каждому желающему отличную охоту. Быстрое исчезновение дикого кабана в белорусских лесах оказалось для профильных организаций чуть ли не шоком. Многие тогда предрекали крах самой системы охотничьего хозяйства. Опасения были не беспочвенные: добыча этого зверя приносила в бюджет среднестатистического хозяйства до 60 процентов средств. Но как раз таки ориентация на самый широкий круг гостей позволила остаться на плаву. Где-то большее развитие получили вольерные. Можно поохотиться с луком или арбалетом. Хороший пример — Копыльский опытный лесхоз, где 4 года назад построили крупнейший в стране фазанарий. А сегодня здесь круглогодично проводятся охоты на эту королевскую птицу. Говорят, от посетителей отбоя нет.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter