Стрелки сдвинулись?..

Мы уже не раз анализировали непростую ситуацию, в которой оказался Минский часовой завод «Луч»...

Ничто  так не укрепляет дружбу, как точность взаимозачетов. Как говорится, народная мудрость «нового времени». Точно так же, кстати, деньги прочно спаивают частные и национальные интересы. Так называемые народные компании, в  которых значительный пакет акций принадлежит простым гражданам, — достаточно распространенное явление на Западе. В Беларуси практика «народных компаний» пока не прижилась. В начале 90-х прошла волна акционирования предприятий, но фондовый рынок в стране появился только теоретически. Львиная доля ценных бумаг подпала под мораторий, который исключал оборот акций, а значит, и их котировку на бирже. Недавно лед тронулся: законодательство приоткрыло двери биржи для некоторой части «приватизационных» акций, а в недалеком будущем планируется, что практически все ценные бумаги попадут в свободный оборот. Появятся ли в ближайшие годы в стране «народные компании» — вопрос весьма спорный. Даже если будет работать механизм «розничной» реализации ценных бумаг, необходим на них спрос. Говоря другими словами, доверие населения к такой форме инвестиций и акционерному капиталу. 

Думаю, немало белорусов к ОАО относятся если не скептически, то с некоторым недоверием. Истории-то с финансовыми пирамидами вроде бы и подзабылись, время уже не то, новым Мавроди контролирующие и  регистрирующие органы навряд ли дадут появиться… Тем не менее акции пока не воспринимаются как кусочек собственности. Эта бумага ценная только номинально, ибо стоимость конкретной акции сегодня не берутся определить даже специалисты. Что уж говорить о простых смертных. А ведь у многих белорусов старшего поколения имеются акции. Вот только без котировок с ними «и ни туды и ни сюды». Как чемодан без ручки: и дивиденды как таковые в большинстве случаев не выплачиваются, и продать жалко. Вдруг завтра акции значительно подскочат в цене? 

Одно радует: достались эти «активы» в некотором роде бесплатно. Ибо чеки «Имущество» хоть и обладали определенной стоимостью, но весьма условной, выраженной в ценах прошлых лет, и, несомненно, проигрывали по ценности живым деньгам. А поэтому среднестатистический белорус и взирал на акции весьма спокойно. Да и «чековая» приватизация коснулась, как правило, не самых передовых производств. Многие с трудом сводят концы с концами. Тем не менее, как и у любой в мире вещи, у каждого предприятия есть своя вполне определенная цена. Только ее, к сожалению, никто точно не знает. А ведь стоимость активов ОАО может стремительно изменяться. Как в  сторону увеличения, так и уменьшения. И еще вчера казавшиеся безнадежными предприятия могут резко вырасти в цене. Причем этот взлет может зависеть от самых различных внешних факторов. Например, за счет резкого роста цен на недвижимость, изменения спроса на земельные участки, неожиданного повышения спроса на определенную продукцию… Скажем, еще 10 лет назад большинство сограждан мечтали «сбежать» из частного сектора в многоэтажки, а сегодня скромные 6 соток в столице могут потянуть на 50—100 тысяч долларов. В России нынче процветает завод, который выпускает электролампы. Казалось бы, кому они нужны в век микроэлектроники? Подобные производства уже давно закрылись и в Европе, и в США, и в Азии, впрочем, как и в СНГ. Но оказалось, что ламповое оборудование пользуется спросом у музыкантов. И неожиданно почти обанкротившееся предприятие со своим товаром оказалось чуть ли не мировым монополистом. Сегодня успешно продает свои электролампы на экспорт, причем по хорошей цене, ибо в других странах секреты производства таких товаров уже давно утеряны… 

Некоторые белорусские акционерные предприятия, казавшиеся еще вчера совершенно безнадежными, благодаря изменчивой конъюнктуре рынка получили второе дыхание. У некоторых перспектива забрезжила благодаря географическому положению. И котировались бы их акции на бирже, цена которых значительно  подросла бы за последние пару лет. 

На страницах «ЭС» уже не раз анализировалась непростая ситуация, в которой оказался Минский часовой завод «Луч», сегодня находящийся в стадии санации. Правда, последний срок по выходу из кризиса для предприятия определен декабрем 2009 года. Если «Луч» не станет на путь прибыльной работы, по идее, он может сменить собственника либо быть распроданным по частям. 

На публикации был получен официальный ответ из Министерства экономики. Это ведомство в некоторой степени опровергало слухи о безнадежном положении предприятия. Все-таки режим санации пошел «Лучу» на пользу: 

«Принимаемые меры позволили заводу выйти на безубыточную и рентабельную работу. Так, чистая прибыль организации за 5 месяцев текущего года составила 13 млн. руб., рентабельность реализованной продукции — 0,7 %». 

Оценка ситуации Высшим Хозяйственным Судом была менее оптимистична: 

«Действительно, экономическое положение данного акционерного общества остается тяжелым. 

Созданное в 1956 году производственное объединение «Минский часовой завод» в феврале 1992 года преобразовано в открытое акционерное общество «Минский часовой завод». По состоянию на 01.01.2007 года уставный фонд общества составлял 11 341 млн. руб. и был разделен на 751 092 простые именные акции. Количество акционеров составляло 9299 человек, государству акции не принадлежали. 

На протяжении 2003—2004 годов происходило снижение объемов производства товарной продукции акционерным обществом. В этот период руководством для поддержания хозяйственной деятельности общества осуществлялась продажа недвижимого имущества и оборудования. 

В 2003 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.01.2003 г. № 36 общество получило отсрочку до 2009 года по налоговым платежам, в фонд социальной защиты, пени и санкций, однако в первом квартале 2005 года не смогло платить текущие платежи и потеряло право на отсрочку». 

«К концу 2005 года складские запасы готовой продукции более чем в 2 раза превысили годовой объем производства, и прибыль была получена исключительно благодаря реализации основных фондов». 

Кстати, часть помещений, проданных еще до режима санации руководством «Луча» различным компаниям, предприятие сейчас весьма успешно возвращает через суд. Правда, ОАО придется возвратить некогда полученные за эту недвижимость средства, как и расходы по ремонту, произведенному новыми владельцами. Из каких средств будут покрываться эти издержки — вопрос весьма проблематичный. Видимо, лягут в долговую копилку предприятия. Выйти же на стабильную работу часовому заводу, по мнению ВХС, будет достаточно сложно. 

«К сожалению, не просто в короткие сроки осуществить процесс санации ОАО «Минский часовой завод», руководство и акционеры которого на протяжении нескольких предшествующих лет не обеспечили стратегию его развития, производство и сбыт продукции. Осуществить санацию только мерами процессуального характера, безусловно, невозможно. 

Вместе с тем при наличии заинтересованности Мингорисполкома и правительства Республики Беларусь  в стабилизации положения на ОАО «Минский часовой завод» выход из кризиса возможен». 

Окончательная судьба предприятия будет, судя по всему, решаться в конце 2008-го — начале 2009 года. Долги предприятия превышают 20 миллиардов рублей, и «расквитаться» с ними за оставшиеся 3,5 месяца оно навряд ли сумеет. Правда, обладает ОАО «Луч» и значительными ликвидными активами, которые значительно превышают его долговые обязательства. Участок земли, на котором стоит предприятие, по кадастровой оценке может потянуть на многие десятки миллионов долларов. И это богатство, если так разобраться, принадлежит собственникам завода — акционерам. За вычетом долгов, естественно. В некоторой степени в этом и кроется загвоздка. Думаю, этот фактор необходимо учитывать. Ведь владельцами предприятия являются несколько тысяч простых людей — бывших работников предприятия. Конечно, никто из них и не предполагал, что городская земля настолько поднимется в цене. Но в этом и есть суть собственности. Любой ее владелец так или иначе рискует. Стоимость тех же офисных помещений, которые сейчас пытается в судебном порядке вернуть «Луч», выросла с момента продажи больше чем в два раза. Но с тем же успехом могла и значительно упасть в цене. Думаю, тогда и нынешнее положение никому бы в голову не пришло менять. 

К сожалению, рыночную стоимость предприятия фактически никто не знает. А поэтому и свести баланс «дебета и кредита» весьма проблематично. Но в любом случае акционеры предприятия не должны остаться в накладе. Тогда доверие населения к акциям значительно повысится. А ведь «народный капитал» — это мощнейший источник инвестиций на рынке ценных бумаг. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter