Фотовыставка Марины Батюковой "Сула. Непрерванное" рассказывает о старинных обрядах, бытующих в белорусской деревне

Стрела сквозь время

Фотовыставка "Сула. Непрерванное" рассказывает о старинных обрядах, бытующих в белорусской деревне
Во дворик Национального исторического музея выставка Марины Батюковой вписалась идеально: портреты селянок в народных одеждах разместились в оконных проемах, как в рамах, и на удивление органично смотрятся в обрамлении красного кирпича вековой давности. Надпись на воротах гласит: «Сула. Непрерванное» — нить между древностью и сегодняшним днем не порвалась, не исчезла. «Погребение стрелы (сулы)» — весенний праздник, который бытует в белорусской деревне с незапамятных времен, этот обряд внесен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО, и самое чудесное в нем — что он существует не как историческая и этнографическая реконструкция, а живет самобытно. Ученые, фотографы, просто любопытствующие — приехать на «Стрелу» может каждый.

Работа над проектом заняла у Марины Батюковой три года.

Фотограф Марина Батюкова — член Белорусского союза художников, и персональная выставка на ее счету далеко не первая. В Гомельскую область, в деревни Неглюбка и Столбун, где ежегодно проводятся «Похороны стрелы», ездит уже несколько лет. Героини ее снимков — сельские жительницы, живущие вполне современной жизнью. Однако раз в году они надевают праздничные яркие узорчатые костюмы и с песнями отправляются по селу, пока не сольются в один большой хоровод. А затем, так же повторяя древние обрядовые слова, отправляются к житу — закапывают в землю стрелу, расставаясь со всем дурным, катаются во ржи, вбирая в себя силу земли и здоровье.



— Нам было интересно раскрыть новое арт–пространство, — поделился мыслями директор Национального исторического музея Олег Рыжков. — Площадка возле музея тоже должна работать. Мы для этого в свое время обращались и в Мингорисполком, и даже к Главе государства с просьбой передать нам этот дворик и постройки, чтобы потихоньку включать их в жизнь музея. Что касается самой выставки Марины Батюковой, то это классический исторический проект, отражающий народный праздник, тем более включенный в список ЮНЕСКО.



И в самом деле: каждый снимок — как дверь в другой мир, настоящий, уводящий прочь от городской суеты к чему–то подлинному и значительному. Однако древность и современность, старость и молодость живут здесь бок о бок, стоит только приглядеться. На фото рядом с исконными вышивками — оборка синтетического гипюра, извлеченное из сундука обрядовое платье дополняют пластиковые тапочки, а про героинь, собирающих в поле колосья–обереги или показывающих свое рукоделие, фотограф запросто вспоминает: «Это вот Светлана, она бухгалтер», «А это бабушка Аня, она потрясающая мастерица, своими руками выткала орнамент для моей рубашки...» Перед нами не постановка, не инсценировка, а большой и важный кусок жизни.


— Погребение стрелы — обряд сугубо женский, слушая старинные песни, ты уносишься в космос, — признается Марина Батюкова. — Я не этнограф, не специалист по фольклору, не претендую на какую–то научную истину. Но все, что снято, — снято так, как оно было, на улице или в поле. Это репортажный метод съемки, никто мне не позировал ни одной секунды. Моей задачей был современный фотографический проект социального звучания, чтобы пробудить в людях интерес к своим корням.

— А случись дождь, работы не размокнут?

— Мы использовали сольвентную печать, которая рассчитана на атмосферное воздействие. Ее обычно применяют при изготовлении наружной рекламы, и надеемся, от неблагоприятных погодных условий выставка не пострадает.

В «Ночь музеев» выставку «Сула. Непрерванное» смогут увидеть все желающие.

В проект «Сула. Непрерванное» вошло около 50 работ, но счет отснятым за три года кадрам идет на тысячи.

— Это если говорить только о цветных, — уточняет автор. — А ведь есть еще и черно–белые пленки, для другого варианта экспозиции. Мне бы, возможно, хотелось когда–нибудь показать свой проект более камерно, в зале, небольшим форматом, тогда тема приобретет иное звучание.

Но нам, признаться, нравится как есть: и удивительно красивые молодухи и бабушки на портретах, которые, кажется, вот–вот выйдут плясать под звуки белорусской дуды и пение ансамбля «Толока», специально приглашенного на открытие выставки, и дробный топот танцоров, выводящих «Лявонiху», выписывающих замысловатые кренделя народной пляски.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 94 (24976). Пятница, 20 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter