Почему до Быховского района не всегда доходят кассовые фильмы

«Стражи Галактики» в Быхов не прилетят

«Даешь кинопередвижку!» — с такого клича началась эра продвижения советского кино в массы. Аппараты, на которых можно было показывать фильмы в любом деревенском доме, появились в 1928 году. Киномеханики ехали на лошадях по бездорожью, везли катушки с первыми советскими документальными фильмами. Всегда находился кто-то из деревенских, кто соглашался помочь и покрутить педали динамо-машины. Сегодня такая картина — что-то из разряда фантастики. Если кинотеатры — то современные, кинопередвижки — оснащенные всем необходимым. Правда, не всегда от технических возможностей зависит наполняемость афиши райцентров и агрогородков. В Быховском районе, например, отличная площадка для показа фильмов не так часто забита под завязку, а на кинотрансляции в деревнях едва набирается два десятка посетителей. Неужели походы в кино превращаются в элитарный вид отдыха, разбиралась корреспондент «СГ».


МАШИНА с оборудованием для демонстрации фильмов и мультиков курсирует по району каждый день. В путевом листе даже отдаленные агрогородки. Принцип выбора точек показа, по словам инженера автокиновидеопередвижки Централизованной клубной системы Быховского района Светланы Старовойтовой, прост — выезжают туда, где можно разместить оборудование. В зрительный зал превращаются школы, детские сады, Дома культуры 14 агрогородков. В один из них — Мокрое — и направляемся с кино на колесах. Водитель Александр Перепечкин загружает видеопроектор и DVD-приставку, усилитель и сам экран. Нехитрый набор у быховской передвижки современный — дает неплохую картинку и качественный звук. Впрочем, интересует зрителей больше репертуар. 

— Детям нравятся популярные мультфильмы, а вот взрослые предпочитают комедии и ужастики, — знакомит со вкусами сельчан Светлана. — Чаще, конечно, показы для детсадовцев и школьников. Ребят легче сорганизовать. Родители уже знают, что несколько раз в месяц привозят кино, поэтому заранее откладывают деньги на билет. Стоимость квитка относительно невысока — 30 копеек, но когда в семье три-четыре ребенка, каждую неделю на показ их не отправишь. Кстати, даже незначительное повышение стоимости сеанса сказывается на количестве посетителей. Поэтому рады каждому, кто приходит на фильм.

Инженер автокиновидеопередвижки Светлана СТАРОВОЙТОВА.

Мокрое от Быхова примерно в пяти километрах. Близость агрогородка и неплохая посещаемость — на сеансы собираются от 20 до 40 детей — делают поездки передвижки выгодными. Чего не скажешь о маршруте в Дубраву, например, что в 39 километрах от райцентра, или Обидович, до которых все 35. Но эти точки в путевом листе передвижки обязательны. Заместитель директора централизованной клубной системы по киновидеомероприятиям Виталий Муращенко объясняет, почему:

— Кино во все времена дотировалось, покрывать расходы не получается и сейчас. План, конечно, выполняем, в месяц должны оказать платных услуг на 67 рублей, но заработать сверх нормы практически нереально. Взять ту же Дубраву или Обидовичи. Дорога в обе стороны с учетом стоимости билета в 30 копеек вряд ли окупится даже при условии полного зала. Передвижное кино — больше социальное действо. В деревнях не у всех есть интернет, а ехать в кино в райцентр у сельчан нет времени. Для жителей передвижка становится настоящим культурным событием. 

Но почему даже при таких условиях об ажиотаже говорить не приходится? Основная проблема, считает Виталий Викторович, в наполнении сельской афиши. Ее репертуар в меньшей степени зависит от вкусов и предпочтений:

— Формируется сетка показов по такому принципу: Могилевское государственное предприятие «Киновидеопрокат» предлагает список фильмов, которые можем показывать у себя в районе. Раз в месяц выбираем подходящие, компонуем и работаем с ними год. На месяц в нашем распоряжении около 30 фильмов. Не можем попросить того, чего нет в базе. В детском репертуаре короткометражные анимационные фильмы, мультики, в том числе фестивальные — те, что показывают на «Анимаёвке» в Могилеве. Для взрослого просмотра — художественные фильмы разных жанров. 

Маленькие зрители кинопередвижки из агрогородка Мокрое.

Кассовое кино в деревню попадает нечасто. Причин несколько. Блокбастеры в формате 2 или 3D невозможно воспроизвести с помощью проектора. Если технические возможности все же позволяют показать популярную премьеру, оно не всегда есть в предложенном прокатчиками списке. Работает здесь простое правило: нет большого числа зрителей, значит, малые кассовые сборы, следовательно — низкие отчисления правообладателям. От того в репертуаре передвижки больше российских и белорусских фильмов — «Следы на воде» Александра Анисимова, «Не игра» Дениса Скворцова, «Тум-Паби-Дум» Вячеслава Никифорова. 

Повлиять на положение дел, слегка обновить материально-техническую базу например, непросто: киновидеопередвижка — не отдельная экономически самостоятельная организация. Средства распределяются на культурную сферу всего района. Поэтому закупить все необходимое оборудование одномоментно не получается. Виталий Муращенко перечисляет нужды передвижного кино: видеопроекторы, звуковая аппаратура (усилители стационарных киноустановок в деревнях 70-х годов выпуска). Стоимость у новой техники, к слову, невысокая — в пределах 200 рублей, но эту статью расходов нужно утверждать и учитывать запросы культурной сферы всего района. 

Заместитель директора по киновидеомероприятиям приводит в пример практику других регионов:

— В Гомельской области, например, кинопередвижки и кино в целом не входят в систему культуры. Такая практика была когда-то и у нас в районе. Это дает возможность самостоятельно распоряжаться своими средствами. Но и зарабатывать их нужно тоже самим. Вот и две стороны одной медали.


ИСТОРИЯ кинематографа на Быховщине, по материалам краеведов, началась в 1913 году, когда частный предприниматель Штейнер открыл развлекательное учреждение «Кино «Театр художеств». Свое развитие прокат получил в годы советской власти, при этом киноленты демонстрировались, как правило, в клубах, а в 1953 году в райцентре появилось собственное учреждение — кинотеатр «Родина». После недавней реконструкции ко Дню белорусской письменности в 2013 году он получил вторую жизнь или, вернее, приобрел на 70-м десятке вторую молодость.

Именно тогда установили цифровое оборудование, переоснастили зал, который сегодня вмещает 97 зрителей. Все это позволяет каждый четверг стартовать с премьерами. Фильмы в «Родине» крутят две недели, кассовые продлевают до трех недель.

Но даже оснащенной киноплощадке в райцентре диктуют свои условия. Директор кинотеатра Любовь Шумилова поясняет алгоритм работы:

— Если компании, которые организовывают прокат фильмов, не считают площадку, в данном случае кинотеатр в Быхове, перспективной, то предъявляют определенные требования. К примеру, гарантированную оплату. Даже если зритель не придет на этот фильм, мы должны оплатить его демонстрацию. На такие условия пойти не можем, ведь не знаем, соберется ли на премьеру весь зал. Может, и рискнули бы, но опять все упирается в то, что мы несамостоятельная единица. Поэтому довольствуемся тем репертуаром, который предлагают. Но тем, что хочет смотреть наш зритель, не располагаем. 

Быховчане, по словам директора, шли бы на мировые премьеры, кассовые фильмы типа «Звездных войн» и «Стражей Галактики». Но такие картины в списке не всегда. 

Кинотеатру доведен план: за год нужно продать билетов на сумму 29 тысяч 645 рублей, в месяц — около 2 тысяч 500 рублей. Выполнять эти показатели сложно. 

— Когда только открылись, таких вопросов не стояло, — вспоминает Любовь Ивановна, — люди ходили в кино активно. Затем пошел спад. Причин несколько: отсутствие хороших фильмов, низкая платежеспособность. В зависимости от сеанса — дневной и вечерний, формата (2 и 3 D) и продолжительности и варьируется стоимость билетов: от 3 до 5 рублей. Когда берем максимальную сумму за квиток, теряем зрителя. Городок у нас небольшой, не каждый может позволить себе пойти всей семьей и отдать 20 рублей за сеанс. Картина порой выглядит так: родители оставляют детей в кинотеатре, а сами уезжают. Это говорит о том, что сегодня им проблематично позволить себе такой отдых.

Посещаемость кинотеатра в Быхове в среднем 30 человек в день. В месяц около 1000 человек. Но если учесть, что «Родина» работает каждый день с дневными сеансами, проходимость невысокая. Сотрудники изо всех сил стараются привлекать зрителя — проводят в кинотеатре театрализованные представления, устраивают предпоказовые развлечения, для школьников транслируют познавательные ролики. Словом, делают все, чтобы люди не проходили мимо кассы.

bizyk@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter