Страусиное дело Александра Антоненко
На одной из выставок сельхозпродукции познакомился с необычным фермером из Кобрина — Александром Антоненко. В прошлом он профессиональный летчик. Дважды побывал на афганской войне. Из затяжных командировок, во время которых приходилось управлять боевым вертолетом над горными ущельями Афганистана, привез два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине», медаль «За отвагу», другие боевые награды. Сейчас занимается… разведением перепелов, фазанов, страусов и другой далеко не домашней пернатой живности.
Спрашиваю: «Есть ли какая-то закономерность или логическая связь в такой резкой смене профессионального профиля?» — «Конечно, есть, — отвечает, улыбаясь, Александр Евгеньевич, — хоть мои перепела и фазаны почти не летают, но все равно нас объединяет небо». Понятно, что это шутка. На самом деле, как признается кобринчанин, необычным бизнесом его заставила заняться жизнь, а точнее, необходимость зарабатывать на хлеб насущный. После развала Союза летная часть, дислоцировавшаяся в Кобрине, стала поэтапно расформировываться. Военные летчики остались не у дел.
Фермерство тогда в республике только зарождалось. Появилась мысль найти в этой новой экономической сфере свою, еще никем не занятую, нишу. Стал заниматься разведением фазанов, диких уток, перепелов. Время показало, что такой нестандартный жизненный шаг был сделан не зря. Сегодня у Антоненко сформировался свой круг клиентов, который расширяется не только в масштабах Брестской области, но и республики. Нарасхват идут, например, дикие утки, используемые в качестве подсадных охотниками. Ажиотажные признаки начинает приобретать в Брестском и Кобринском районах торговля перепелиными яйцами, которые, по утверждению специалистов, обладают мощными целебными свойствами.
Разведение страусов – сравнительно новая отрасль фермерского хозяйства Антоненко. Идея позаимствована у польских соседей. Там, в Польше, он покупает страусиные яйца и везет их на Кобринщину. Здесь в специальных инкубаторах через 42 дня после закладки по весне появляются десятки килограммовых страусят. Уже в месячном возрасте они носятся с огромной скоростью, а к году превращаются в мощных 140-килограммовых животных. Продать такую «птичку» можно гораздо дороже выращенной даже до небывалых размеров свиньи. Килограмм страусиного мяса, ценного своими энергетическими и диетическими свойствами, стоит от 20 до 25 долларов США. Еще дороже ценятся на международном рынке страусиные перья, кожа. Например, женский костюм из кожи этой птицы, сшитый индивидуальным мастером, стоит десятки тысяч долларов. Если учесть, что питается страус в основном травой и любой зеленой растительностью, причем умеет находить корм сам, то нетрудно представить, какими дивидендами может обернуться страусиный бизнес. Правда, при определенных условиях…
В той же Польше он сдерживается слабым покупательским спросом на внутреннем рынке. Хозяева страусиных ферм жалуются на недостаток покупателей, которым не по карману деликатесное мясо и редкое сырье для изготовления изысканных пошивочных материалов. Кобринского фермера подобные преграды не останавливают. Пока он торгует только птенцами одно—двухмесячного возраста и уже сейчас не успевает удовлетворить спрос всех желающих приобрести страусят и попробовать себя в необычном деле их выращивания. В последнее время страусами серьезно заинтересовались руководители некоторых коллективных хозяйств.
На пару с одним из своих кобринских коллег на ферме близ деревни Козище Кобринского района Антоненко собирается и сам развернуть широкомасштабное страусиное производство. Пока здесь живут только три годовалых страуса. Фермеры присматриваются к животным, изучают повадки, делают собственные открытия (например, им небесполезно было узнать, что в период брачных ухаживаний страус-самец весьма раздражителен и опасен).
По мнению Александра Антоненко, белорусские фермеры, взявшиеся за страусиное дело, окажутся в более выгодном положении, чем их польские коллеги: ведь перед ними открыт российский рынок, на котором уже есть солидная прослойка потребителей с тугими кошельками. Не нанесет смертельного удара его бизнесу и переполошивший мир «птичий грипп». У диких животных сохранились генетические возможности противостояния этой болезни, заложенные природой. К тому же исходный материал завозится фермером только из Польши и Германии – стран, которые сейчас ограждают себя от птичьей напасти непреодолимыми барьерами. Так что страус на птицефермах Беларуси, по убеждению бывшего военного летчика, должен прижиться…