Стратегию диктует покупатель

Еще каких-то три года назад коллектив Белыничского районного потребительского общества по экономической результативности работы считался ниже середняков. На совещаниях различного уровня его больше склоняли, чем хвалили. И оправдания типа того, что потребкооперация вообще тянет затратную деревенскую “лямку”, ни в какой мере не внушали белыничским кооператорам оптимизма.Ситуация коренным образом стала меняться, когда правление райпо возглавила Тамара Адамович, работавшая ранее главным бухгалтером. Руководство района увидело в ней человека инициативного, неординарно мыслящего и действующего, умеющего организовать людей. Разглядеть эти качества было непросто: одно дело вести в трудовом “оркестре” вторые партии, и совсем иное — стать за дирижерский пульт. Но опыт экономиста, аналитичность ума и деятельность натуры говорили в пользу Тамары Григорьевны.Сейчас определенно ясно, что человек оказался на своем месте. Сравнительно за короткий срок Белыничское райпо вышло на ведущие позиции в системе Могилевского облпотребсоюза. О том, какими путями это достигнуто, и рассказывает Тамара АДАМОВИЧ.

— Торговля, как и все прочее в нашем социально ориентированном государстве, существует для людей. Поэтому и основная задача ее — обеспечение жителей белыничской земли максимально возможным комплексом товаров и услуг. Тут, наверное, не в первую очередь следует задаваться вопросом: выгодно или невыгодно? Главное — нужно ли для сельчан. Ведь наша система потребкооперации многоотраслевая. В нее помимо торговли входят общественное питание, кооперативная промышленность, заготовки. И если, например, реализация товаров через автомагазины, которых, к слову, в райпо четыре, прибыли не приносит, то это абсолютно не значит, что жители 88 малочисленных населенных пунктов, обслуживаемых ими, не должны иметь возможности покупать не только товары повседневного спроса, но и расширенного ассортимента. Тем более что, как правило, эти деревеньки отдалены от центров сельхозпредприятий или сельских Советов. А в них проживают сплошь люди пожилые, посвятившие жизнь нелегкому хлеборобскому труду. И, конечно, они заслужили к себе и уважение, и внимание. Поэтому стараемся не только довезти до них необходимый набор продуктов и товаров, но и выполнить любой их заказ. Даже мебельные гарнитуры доставляем, не говоря уже о телевизорах, холодильниках и других бытовых вещах. Причем не просто доставляем, а подвозим практически к каждому дому, где живут совсем уж старенькие наши покупатели, которым тяжело добраться до обозначенных мест остановки автомагазинов. Передвижные торговые точки заезжают даже в большие деревни, где есть стационарные магазины, чтобы посетить таких пожилых сельчан на дому. Благодаря и этому, наверное, и достигли среднемесячного товарооборота в 2,3 млрд рублей, а реализации товаров в пересчете на человека — 107 тысяч рублей, самой высшей в области.
Райпо предоставлены льготы при уплате налогов на недвижимость в сельской местности и на землю. А сэкономленные здесь средства уходят на обновление торгового оборудования сельских магазинов.
Постоянное обновление, совершенствование — не дань моде, а производственная необходимость. Ведь прошло то монопольное время, когда потребкооперация безраздельно властвовала в сельской торговле. Теперь мы ощущаем жесткую конкуренцию как со стороны коммерсантов, так и предприятий торговли с иной формой собственности. В районе торговым обслуживанием занимаются 87 “не наших” магазинов, из них 14 — на селе. Причем 11 реализуют винно-водочные изделия, а 27 — еще и пиво.
Чтобы добиться результатов в такой конкуренции, надо постоянно держать руку на пульсе. Потребительского спроса — в том числе. Поэтому нынешним летом кардинально реконструировали магазин “Универсам”. Вид имел он, конечно, затрапезный, как снаружи, так и внутри. Оборудование давно устарело. Выкладка товаров, методы обслуживания применялись старые. Пришлось вложить в его модернизацию 1 млрд 623 млн рублей. Преобразили помещение полностью. Установили 21 единицу холодильного оборудования. Расширили ассортимент товаров почти до 10 тысяч наименований. Кассиры рассчитывают покупателей на компьютерах. Смонтированы терминалы для уплаты за покупки посредством банковских пластиковых карточек.
Одно было сомнение: будет ли востребована в полной мере эта торговая точка, поскольку вокруг, словно маку, “насажено” коммерческих магазинов и ларьков. Но эти опасения оказались напрасными. Жители райцентра и ближнего жилого микрорайона предпочли наш “Универсам”. Теперь он дает в месяц 260 млн рублей товарооборота. Учитывая такой опыт, в следующем году планируем провести такое же обновление гастронома в центре Белыничей. А с открытием современного физкультурно-оздоровительного комплекса при въезде в райцентр и райпо откроет свой магазин общей торговой площадью 80 квадратных метров.
Однако обновляем предприятия торговли не только в Белыничах. Там, где создаются агрогородки, претерпевают реконструкцию и сельские магазины. Например, в деревне Большая Мощаница полностью преобразили местную торговую точку. И, несмотря на конкуренцию коммерсантов, она приносит немалый товарооборот. Буквально на днях установили новое оборудование в магазине деревни Вишово. И эта работа будет продолжаться.
Притчей во языцех стали многие районные комбинаты кооперативной промышленности. Действительно, из-за скудости средств на них долгое время никто не обращал внимания. И качество выпускаемой ими продукции, будь то хлеб или колбаса, оставляло желать лучшего, становилось главной проблемой их финансового благополучия. В таком же состоянии находился комбинат кооперативной промышленности и у нас. С 1962 года в него никто не вложил ни копейки. Сейчас он в стадии реконструкции. Заменили две печи для выпуска хлеба — и наши хлебобулочные изделия сразу же повысили свой рейтинг у покупателей. Закуплено и еще оборудование на 440 млн рублей. И это значит, что качество изделий ККП станет еще более высоким.
Наверное, ни в одном райцентре Могилевщины нет столько кафе и ресторанов, сколько у нас. Из семи предприятий общественного питания райпо принадлежат пять. Ресторан “Белыничи”, кафе “Русская тройка” и “Друть” существовали и раньше. Их лишь реконструировали, обновили и привели в современный вид. А вот когда возникла идея открыть два новых — “Встреча” и “Белые ночи”, было немало сомнений. Они из разряда предприятий придорожного сервиса. Поэтому станут ли популярными у водителей и пассажиров — главная “загвоздка”. Опасения оказались совершенно напрасными. Сейчас эти два кафе дают ежемесячно почти 50 млн рублей товарооборота и благодарности их посетителей.
Вот такими делами и заботами живут работники Белыничского райпо.

Лучики радости “Солнышка”

Этот кафетерий с поэтическим названием “Солнышко” никогда не пустует. Если не за столиками его, то за четырьмя компьютерами всегда можно застать посетителей. Потому что заведение это — детское. И еще потому, что не у каждого сельского паренька или девчушки пока есть возможность иметь дома компьютер. А поиграть в разнообразные игры на нем хочется всякому. Всего за одну тысячу рублей в час.

Кроме того, кафетерий оригинально, с учетом детских вкусов, оформлен. Тут и сказочная Баба-Яга, и болото, в котором живет царевна-лягушка.
— Ни детишкам, ни мне скучать не приходится, — говорит молодая бармен Анна Ковалева. — Наигравшись, они тут же могут полакомиться вкусной кулинарной выпечкой, отведать различные напитки, вплоть до горячего чая. А уж кондитерских лакомств у нас великое множество. Поэтому в выходные дни зачастую дети приходят с папами и мамами.
“Солнышко” в Белыничах “засветило” совсем недавно. Расположено оно в комплексе с рестораном. Но никто никому не мешает. А у руководства райпо уже есть планы расширения детского кафетерия. И компьютеров тут прибавится, и ассортимент станет еще разнообразнее. Ведь если детям нравится, то почему бы и не расшириться.

Самый ходовой товар — розы

Когда рядом с реконструированным “Универсамом” открылся магазин подарков, никто и не думал, что совсем скоро он приобретет  такую популярность у покупателей.

А людям магазин понравился. Во-первых, он привлек очень разнообразным и широким ассортиментом товаров. Здесь можно приобрести практически все: от игрушек, кухонной утвари до сувениров, косметики, картин и гобеленов. Продавец Ирина Абрамова утверждает, что у них представлено почти две тысячи наименований товаров.
Но есть тут один товар, который пользуется повышенным спросом. И что б вы думали? Цветы! Живые розы и гвоздики, которые поставляются из Минска и расходятся с небывалой быстротой. Скажем, за выходные дни было продано 250 чайных роз. На следующие заказ увеличат.
— Такая красота, а стоит недорого, — объясняет Ирина Абрамова. — За одну розочку берем всего три тысячи рублей. Зато дом или квартира выглядит значительно уютнее и даже празднично, если в вазе стоят цветы. Ведь сейчас их нигде не возьмешь, кроме как у нас.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter