Стратегия здравого смысла

Обзор Министерства иностранных дел Беларуси по итогам работы за прошлый год примечателен уже тем, что охватывает широкую географию стран, с которыми мы сотрудничаем.

Обзор Министерства иностранных дел Беларуси по итогам работы за прошлый год примечателен уже тем, что охватывает широкую географию стран, с которыми мы сотрудничаем.

К слову, их сегодня насчитывается около двухсот. Показатель весьма приличный, поскольку ни по площади территории, ни по демографическому потенциалу, ни по объему природных ресурсов Беларусь не претендует на место в когорте ведущих держав планеты. Тем не менее на мировой арене страна становится все более узнаваемой и интересной. Во многом это объясняется ясной, предсказуемой и последовательной внешнеполитической стратегией государства.

В качестве одного из главных итогов прошедшего года в МИДе отмечают еще большее укрепление белорусско-российского партнерства, в том числе в рамках Союзного государства и в форматах Единого экономического пространства и Таможенного союза. С одной стороны, это обусловлено экономическими интересами. Ведь Россия по итогам прошлого года сохранила роль основного торгового партнера Беларуси: товарооборот между союзными странами составил почти 40 миллиардов долларов. На долю России приходилась половина общего объема белорусской внешней торговли, в свою очередь Беларусь входит в шестерку крупнейших торговых партнеров России. В практическую плоскость перешла реализация крупных интеграционных проектов, цель которых – выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции на базе объединения потенциалов двух стран в таких ключевых сферах, как автомобилестроение, электроника, химическая промышленность. Продолжается реализация совместного с корпорацией «Росатом» проекта по строительству Белорусской АЭС.

С другой стороны, участие Беларуси в едином с Россией и Казахстаном Таможенном союзе резко повышает привлекательность ее территории для крупных инвестпроектов при опоре на внешние инвестиции. В ряде случаев это влечет за собой перспективу кардинального изменения всей региональной геополитики в регионе, считает директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. По его мнению, наиболее крупными проектами, которые стали возможны после заключения ТС, в Беларуси стали строительство АЭС и начало реализации Китайско-белорусского индустриального парка. Уже прозвучали заявления руководства «Росатома» и Президента Беларуси о возможности превращения белорусской АЭС в экспортно ориентированную станцию, о строительстве на ней более чем двух энергоблоков. Таким образом, ТС сделал возможным беспрецедентный в истории всей Восточной Европы проект превращения Беларуси в важный источник генерации энергии регионального значения. А где энергия, там и политика.

Кроме того, Таможенный союз активно работает на превращение Беларуси в транспортный хаб всей Восточной Европы. Под эту функцию в стране строятся логистические центры, ведется широкомасштабная модернизация железных дорог. Впереди – строительство высокоскоростных железных дорог в сторону Москвы, Варшавы и Калининграда. Таким образом, делает вывод Юрий Шевцов, Таможенный союз влечет за собой резкое усиление конкурентоспособности и регионального геополитического значения стран-участниц и дает основания для обсуждения вопроса  о региональном лидерстве Беларуси в своей части Восточной Европы.

В прошлом году Беларусь председательствовала в СНГ, и ответственную работу Минска в международном масштабе эксперты признали одной из самых эффективных. Как итог, между странами СНГ заключено 20 многосторонних договоров и принято более 50 решений по стимулированию всех направлений межгосударственного сотрудничества. Во время председательства Беларуси в Содружестве фактически сделан шаг вперед по изменению восприятия СНГ лишь как «клуба президентов» и формированию новой интеграционной философии, способствующей обеспечению экономической и социальной стабильности в регионе, отмечается в обзоре МИДа.

В прошлом году наметились определенные позитивные сдвиги в отношениях  с Евросоюзом и США. И это касается не только торговли. В частности, успешно реализуются проекты технического сотрудничества с ЕС, в том числе в рамках программ трансграничного сотрудничества «Беларусь – Латвия – Литва», «Беларусь – Польша – Украина» и «Регион Балтийского моря». Начался процесс демаркации белорусско-украинской границы, существенно активизированы контакты с евроструктурами и внешнеполитическими ведомствами стран – членов ЕС. Не исключено, что уже к концу этого года будет разработано соглашение об упрощении визового режима между Евросоюзом и Беларусью.

Беларусь также выступила с рядом конкретных предложений по реформированию ОБСЕ в рамках процесса «Хельсинки плюс 40», призванного адаптировать Организацию к современным вызовам. По мнению председателя Постоянной комиссии Совета Республики Беларуси по международным делам и национальной безопасности Владимира Сенько, конструктивное взаимодействие Беларуси с ОБСЕ и ее институтами должно выстраиваться на принципах равноправия и взаимного уважения. Сенатор обратил внимание на важность поступательного, эволюционного развития демократии в странах ОБСЕ и контрпродуктивность действий, направленных на искусственное ускорение процессов демократического развития.

Успехи очевидны и по другим векторам внешней политики страны. В частности, на азиатском континенте стратегическим партнером Беларуси остается Китай, занимающий четвертое место среди торговых партнеров страны, не входящих в СНГ. Активно развивается взаимодействие со странами Африки и Латинской Америки. Подписаны соглашения о взаимных безвизовых поездках с Турцией и Бразилией. В этом году Беларусь планирует открыть посольства в Австралии, Катаре, Монголии, Пакистане и Эквадоре, прорабатывается вопрос открытия диппредставительств в Ираке и Анголе.

Все это демонстрирует открытость и сбалансированность  внешнеполитической стратегии Беларуси, что в современных условиях является, пожалуй, самым оптимальным вариантом, гарантирующим национальную и экономическую безопасность государства.

 СПРАВКА «СВ»

В 2013 году Беларусь подписала 175 международных договоров и иных международно-правовых документов, из них 115 двустороннего и 60 многостороннего характера. Всего в настоящее время договорно-правовая база двусторонних отношений Беларуси составляет 2160 международных договоров, заключенных со 101 государством, и 1630 международных договоров в рамках 15 международных организаций и интеграционных образований.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter