Стратегия для малого бизнеса

Для чего нужна долгосрочная стратегия инновационного предпринимательства?

Сейчас речь идет о выработке долгосрочной стратегии инновационного предпринимательства, которое в настоящее время является основным источником новых рабочих мест и гарантией высоких темпов роста как новой, так и традиционной экономики. Задача выработки такой стратегии сложна, но вполне решаема.
Сегодня доля малого бизнеса в экономике страны значима и составляет около 28%, в негосударственном секторе занято свыше 1,2 миллиона человек, практически каждый четвертый–пятый работник. В большинстве развитых стран эти показатели в два раза выше. Однако нужно учитывать, что в них, особенно в США, экономика вырастала в течение почти 200 лет именно с малых предприятий. У нас же, напротив, всего лишь 20 лет экономика перестраивается, начиная с предприятий–гигантов. И это определяет многие наши современные проблемы и сложности. Но одновременно создает и новые возможности для быстрого обновления предприятий с использованием их производственного и интеллектуального потенциала.

Малый инновационный бизнес не может расти и крепнуть, если рядом не развивается большая высокотехнологическая промышленность. Примеры белорусских высокотехнологичных предприятий показывают, что все они, за исключением «виртуальных», выросли на базе государственных предприятий и НИИ.

Борис Паньшин.


Для стран с устойчивым развитием (Германия, Дания, Франция) характерно следующее соотношение: малых предприятий — 70%, средних — 22%, крупных — 8%, что позволяет включить максимум граждан в активную экономическую жизнь и обеспечить устойчивость экономики. Такая же картина и в Азии, где созданы научно–производственные кластеры, в которых десятки средних и сотни и тысячи малых предприятий работают на принципах кооперации и взаимодополнения. Выигрывают все, потому что большую часть усилий тратят на доведение до совершенства технологий и производств, а не на конкурентную борьбу за выживание.

В наших условиях фундаментом для создания белорусских кластеров являются большие предприятия, академические и отраслевые НИИ, высшие и средние учебные заведения. Успех Парка высоких технологий во многом объясняется не только мощной государственной поддержкой, но и тем, что ИТ–компании начали конкурировать за талантливых студентов, создавая в ведущих университетах свои лаборатории и центры. В реальном секторе это сделать сложнее и потребуется больше сил и времени, но двигаться в этом направлении нужно ускоренными темпами.

В качестве ключевого механизма целесообразно создать в вузах ряд национальных центров превосходства (центров знаний) по видам деятельности, в которых Беларусь имеет несомненные достижения, объединив их с деятельностью крупных предприятий в целях внедрения инноваций и одновременной подготовки кадров. Тем более что будущее университетов многим экспертам видится как кластер высокотехнологичных компаний с высокоинтеллектуальными услугами.

Основу экономики будущего составляет человеческий капитал, поэтому главным сегодня является удержание высококвалифицированных специалистов на своей территории, особенно для перспективных технологий и производств, которые мы можем сами потянуть. Без этого невозможен рост уровня и качества жизни, так как одно рабочее место в высокотехнологичной сфере создают 4 — 5 рабочих мест в смежных производствах и в сфере быта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости