Работа белорусских загранучреждений, деятельность иностранных фондов и некоммерческих организаций, отношения с Польшей. О чем говорили и какие решения приняли на совещании у Президента

Стратегия белорусской дипломатии

Проблемы внешней политики регулярно выносятся на рассмотрение Главы государства. Несмотря на то что нынешнее совещание во Дворце Независимости по оптимизации сети белорусских загранучреждений носило плановый характер, его тематика была продиктована вызовами последнего времени. Пандемия спровоцировала глобальный кризис, изменила структуру мировой торговли. Как следствие, потребовалось переформатировать работу белорусских посольств, провести их оптимизацию. Впрочем, Александр ­Лукашенко сразу же предложил не ограничиваться заявленной темой, посмотреть на вопросы шире и обсудить работу МИД в целом, подчеркнув при этом главную задачу для дипломатов:
— Мы глобализмом не страдаем, если говорить о перспективах. У нас обычные, земные вопросы и проблемы как в политике, так и в экономике. На первом плане должна быть не претензия на лидерство, а защита и продвижение своих интересов в экономической сфере.

Хорошо там, где мы есть

Изменения в современном мире столь стремительны, что несут с собой не только многочисленные риски и угрозы, но и новые возможности. Надо только не зевать и использовать это преимущество себе во благо. Как заметил Глава государства, в условиях конкуренции победит тот, кто сможет грамотно воспользоваться этими возможностями:

— Итоги прошлого года свидетельствуют, что Беларусь смогла во многом сохранить свои позиции на зарубежных рынках, в том числе благодаря эффективно выстроенному механизму внешнеэкономических связей.
Очевидно, что дружественной для нас является та страна, где покупатель голосует своим рублем, долларом или евро за белорусский товар или услугу, а правительство этому не препятствует, а, наоборот, способствует.
Сегодня интересы Беларуси за рубежом представляют 70 загранучреждений в 58 странах, на долю которых приходится почти 97 процентов экспорта и 76 процентов иностранных инвестиций. В целом система органов дипломатической службы позволяет решать поставленные задачи. Вопрос в том, насколько она эффективна с точки зрения расходуемых на ее содержание средств и реальных результатов по защите наших интересов. Наша страна готова работать там, где нас ждут, где хотят с нами сотрудничать, не выдвигая никаких ультиматумов. В этом смысле прошлый год стал испытанием на прочность не только власти, но и дипломатических кадров, которые, по словам ­Президента, должны действовать исключительно в интересах своей страны:

— Мы небольшое государство, и у нас нет безграничных возможностей финансировать раздутые штаты за рубежом. И вообще — зачем?..


Главный критерий — экспорт

Президент предупредил, что система органов дипломатической службы не должна превратиться в закостенелую структуру, в которой работают теоретики, оторванные от жизни:

— В ряде стран наш многолетний опыт свидетельствует о том, что перспективы белорусского дипломатического присутствия там не просматриваются. Так зачем нам сохранять свои посольства, тратить значительные бюджетные средства на их содержание? К чему там полный штат дипломатов, отвечающих за направления, которые поставлены на паузу, мягко говоря? В таких случаях нужно работать на условиях взаимности, как это недавно было сделано с Польшей и Литвой.

По словам Президента, в крайнем случае все интересующие вопросы можно обсуждать на площадках ООН, других международных организаций в Нью-Йорке, Женеве или Вене:

— Там есть возможность говорить со всем миром.
И нет необходимости держать политических советников в странах, которые заморозили с нами контакты в силу своих предубеждений или ведут против нас деструктивную деятельность.
Александр Лукашенко напомнил, что в ряде государств Беларусь имеет хорошо работающие товаропроводящие сети, и поинтересовался необходимостью дублировать их торговыми представителями в посольствах. Может, эффективнее эти штатные единицы перебросить туда, где они действительно будут востребованы для решения актуальных задач?



А вот в тех странах, с которыми мы наладили крепкие экономические связи и с которыми у нас большой товарооборот, Президент предлагает объединить торговые представительства под одной крышей — под крышей посольства:

— Допустим, Китай. Там торгпредство порой необдуманное, деньги никто не считает. К примеру: БМЗ, Белкалий, ­БЕЛАЗ и прочие. Все имеют свои конторы в Китае. Почему не объединиться под крышей посольства? И тогда посол взял за руку одного, второго, третьего, отвел туда, куда они сами никогда не придут.

Кстати, определенные решения по торговым представительствам уже подготовлены, так что экспорт белорусских товаров будет увеличиваться.

Под персональную ответственность

Главное условие Президента — открывать новые учреждения за рубежом только за счет грамотного перераспределения имеющихся ресурсов. Не должно быть никакого раздувания штата.


Стратегию работы с диппредставительствами Правительство, Администрация Президента, КГБ и МИД детально прорабатывали несколько месяцев. Премьер-министр не понаслышке знает, о чем речь — Роман Головченко в свое время возглавлял посольство в ОАЭ. На руководителя Правительства Президент возлагает и функции контролера работы МИД, особенно загранучреждений. Так что совместные решения чиновников и дипломатов — тщательно выверенные. Тем не менее Глава государства предупредил: внесенные предложения — под персональную ответственность. Ведь в конечном счете это финансы.

Президент поручил участникам совещания также не забывать, что наши представительства решают не только политические и экономические задачи. Они призваны поддерживать белорусских граждан и помогать им в сложных условиях в странах пребывания наших представительств:

— Как это было во времена пандемии, когда белорусы не могли вернуться на родину из-за того, что прекратилось сообщение в мире вообще. И тогда МИД очень четко сработал и помог людям вернуться домой.

Поступательное движение

Александр Лукашенко также напомнил о сложившейся практике приглашать послов на ежегодное совещание в МИД. По информации министра иностранных дел Владимира Макея, в прошлом году его не получилось провести из-за пандемии. Кроме того, руководители загранучреждений раз в три года во время летней учебы встречались с Главой государства для доклада.

Участники совещания Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко и министр иностранных дел Владимир Макей.

— Организуйте в этом году на моем уровне этот разговор с конкретным отчетом всех послов. Прежде всего, что сделано в экономике, — поручил Президент во время совещания.

Как сообщил журналистам Владимир Макей, предыдущая оптимизация сети загранучреждений состоялась в 2017—2018 годах. Теперь назрела необходимость пересмотра прежней концепции. При разработке предложений МИД исходил из уровня внешнеэкономических отношений с конкретной страной, объема товарооборота и, главное, нашего экспорта. К встрече Президента с руководителями загранучреждений предстоит еще раз проанализировать их работу. Тогда и станет ясна окончательная структура по предложениям оптимизации. О массовом закрытии посольств в одном регионе и открытии миссий в другом речь не идет, подчеркнул руководитель дипломатического ведомства:
— Мы будем двигаться поступательно. Стратегия в этой сфере в целом поддержана Главой государства. Как минимум в нескольких странах мы закроем наши посольства, где видим, что на протяжении длительного периода их работа не приносит нужной внешнеэкономической отдачи. Но мы уделим внимание расширению дипломатического присутствия в перспективных с нашей точки зрения регионах, в «опорных пунктах».
В пример стран, с которыми Беларусь активно развивает политические и торгово-экономические отношения и где может быть расширено дипломатическое присутствие, Владимир Макей привел Зимбабве. Рассмотрят оптимизацию деятельности тех или иных загранучреждений и в других государствах.

— Во Вьетнаме, Индии финансово-экономические столицы (Хошимин, Мумбай) находятся на расстоянии как минимум полутора тысяч километров от реальных столиц. Там расположены крупные финансовые, промышленные центры. И целесообразно непосредственное дипломатическое присутствие белорусской стороны. Есть смысл разместить там, условно говоря, наши генеральные консульства. Или Гонконг — у нас там нет представительства, но это тоже очень перспективный рынок.

При этом численность загранучреждений, а значит, и финансирование увеличиваться не будут, добавил глава внешнеполитического ведомства.


Двойная игра

На совещании не могли обойти стороной и тему взаимоотношений с соседями, прежде всего с Польшей. Александр Лукашенко, как всегда, был откровенен:

— По правде говоря, наши политические контакты с этой страной никогда не были идеальными. Но мы в силу своего характера, менталитета долго мирились с отдельными выпадами и обвинениями в свой адрес, старались найти компромисс, проявляли гибкость, понимание.
Мы исходили из того, что соседей не выбирают. И они действительно все важны для нас. Но оказалось, эти конструктивные подходы в Варшаве воспринимают как слабость.
По словам Президента, декларируемая еще в июне прошлого года готовность польской стороны идти нам навстречу по целому ряду направлений сменилась обвинениями в фальсификации выборов, поддержкой наших нынешних беглых и их компаний, предоставлением убежища предателям и экстремистам, экстремистским интернет-ресурсам:
— А потом дело дошло до санкций. Представьте, в июне они нам пели песни, приятные для слуха,  и в то же время (мы это уже сегодня знаем) через спецслужбы и другие структуры, да и в политике вели другую игру — двойную игру. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения, стали неприкрытые попытки героизации бандитов и военных преступников.
Тому подтверждение — вопиющий случай в Бресте, где представители связанных с Польшей неправительственных и молодежных организаций фактически принуждали белорусских школьников чтить память «проклятых солдат», головорезов Ромуальда Райса, сжигавших белорусские деревни. Столь же дико и ужасно выглядят действия деструктивной группы этнических поляков под руководством отдельных деятелей так называемой польской эмиграции в Гродно. Недавно, напомним, Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении председателя не зарегистрированного в Беларуси союза поляков и других лиц по статье о разжигании национальной вражды и реабилитации нацизма.

— Весь этот шабаш проходит в год 80-летия начала Великой Отечественной войны, — обратил внимание Александр Лукашенко. — В стране, которая потеряла третью часть населения. Причем особенно усердствует в героизации бандитов Армии Крайовой стремительно теряющая поддержку в обществе консервативная партия политиканов. То есть это внутренняя проблема уже в Польше.

Генеральный прокурор Андрей Швед и уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак.

Рассорить нас никому не удастся

Между тем законную реакцию правоохранительных органов на противоправную деятельность некоторых граждан Беларуси, называющих себя поляками, в Варшаве считают притеснением польского национального меньшинства.

— Но почему-то у нас отдельные лица вспоминают о своих национальных корнях только тогда, когда преступают закон, а не когда нужно сделать что-то полезное для государства, гражданами которого они являются. Не важно, кто они: поляки, белорусы, русские, евреи или украинцы, — заметил Президент.

Он подчеркнул, что в Беларуси всегда ответственно подходили к соблюдению прав всех национальных меньшинств и гордятся межэтническим миром в стране:
— Так оно будет всегда. И религиозный, и межэтнический мир в Беларуси будет сохранен во что бы то ни стало. Никто нас не толкнет на противоборство поляков с белорусами или русскими.
Более того, добавил Александр Лукашенко, с польским народом белорусов объединяет многовековая история:

— У нас нет неурегулированных территориальных и имущественных претензий друг к другу. Мы никогда не вспоминали об оккупации Польшей значительной части белорусской территории в 20—30-е годы прошлого века. Но, видимо, пришло время вернуться к этой теме и детально исследовать ее с привлечением историков и политологов, что уже, кстати, мы начали делать.

А руководству Польши белорусский лидер напомнил, что проживающие в нашей стране этнические поляки являются гражданами своей страны — Беларуси. И всякие попытки муссировать вопрос о некоем притеснении у нас лиц польской национальности обречены на провал. У нашего Президента твердая и неизменная позиция по этому поводу:

— Еще раз хочу повторить руководству Польши: да, у нас немало проживает поляков. Но это наши поляки! Их родина — Беларусь! Они здесь жили, их дети живут и будут жить. Кто хочет выехать — мы никого не держали и держать не собираемся. Но те, кто живет у нас, граждане Беларуси, это — наши поляки. Это наши русские, наши украинцы, наши евреи. Их так надо воспринимать, как я их воспринимаю и как воспринимают все граждане нашей страны.

Деятельность — в конструктивном русле

Спросив у участников совещания о конкретных предложениях по возвращению последовательной, проактивной политики с Польшей, Глава государства еще раз подчеркнул:
— Мы не собираемся ни с кем воевать, мы не хотим ни с кем воевать. Но если только к нам будут вот таким образом относиться, как было в конце прошлого года и сейчас, — по морде получат, и очень сильно. И нам хватит быть какими-то пассивными наблюдателями. Там, где нужно, мы должны реагировать адекватно. Как это было в Бресте и Гродно. Но мы никуда не денемся от того, чтобы разговаривать на нормальном языке с нашими соседями.
Ответственность за события в западных областных центрах Александр Лукашенко возлагает в том числе и на местную власть, у которой под боком развернули свою деятельность деструктивные организации:

— Давно надо было провести проверки курсов изучения языков, скаутских организаций и других подобных им структур, управляемых и финансируемых из-за границы. И очень печально, что наш новый в Правительстве человек, отвечающий за национальные и религиозные отношения (Александр Румак, уполномоченный по делам религий и национальностей. — Прим. ред.), не заметил этого и не начал свою работу с этого. Это вам урок.

Таких проблем немного, но они есть. И Президент потребовал разобраться в них лично и доложить, не пытаясь разделить ответственность с властью на местном или республиканском уровне.

Предстоит и принципиально разобраться по всем сомнительным объединениям и учреждениям. Касается это не только религиозных или межэтнических отношений. В частности, организовать работу по перерегистрации различных многочисленных структур (представителей западных фондов) Александр Лукашенко поручил Главе Администрации Президента Игорю Сергеенко:
— Мы не собираемся вырезать тех, кто пользу приносит государству. Но мы увидели, кто есть кто. Поэтому их нужно привести в чувство. Если они способны работать на государство — мы будем их терпеть и с ними сотрудничать. Нет — значит, под нож.
Но втягивание структурами, существующими на территории Беларуси, молодежи в антигосударственную деятельность, организация утечки квалифицированных кадров за рубеж — это не дело. При этом на Западе не все понимают, что действительно происходит. Поэтому Президент напомнил о преследованиях этнических белорусов в межвоенный и послевоенный периоды, о деятельности польских и не только террористических бандформирований на нашей земле, реваншистских устремлениях властей этих государств по возвращению контроля над отдельными территориями и регионами Беларуси:

— Официально действующий Союз поляков Беларуси, где недавно был избран новый руководитель, должен конструктивно работать на благо нашей страны, способствуя укреплению отношений. Мы абсолютно не притесняем польское меньшинство: вот союз — пожалуйста, сотрудничайте, действуйте. Если что-то не нравится — информируйте Правительство, Президента, мы вмешаемся.

Ответ будет адекватным

Тему белорусско-польских отношений прокомментировал журналистам и Владимир Макей:

— Не мы были инициаторами обострения наших межгосударственных отношений. Наоборот, мы всегда выступали за то, чтобы эти отношения развивались на конструктивной и равноправной основе. Несмотря на наши запросы, предложения, связанные с деструктивной деятельностью ряда лиц, находящихся на территории Польши, некоторых прибалтийских стран, мы не получали такого же конструктивного ответа от наших партнеров. Поэтому мы были вынуждены пойти на некоторые резкие шаги, связанные с высылкой дипломатов из Бреста и Гродно.


Глава МИД обратил внимание, что мероприятия, связанные с героизацией «проклятых солдат» и нацизма в целом, идут вразрез с нашим законодательством:

— Может, у них (в Польше. — Прим. ред.) они считаются героями, но у нас они считаются преступниками… Поэтому уголовные дела, которые заведены против отдельных граждан Беларуси, имеют конкретные причины, и есть конкретные доказательства их правонарушений.

В этом плане наша страна действует в соответствии с международными обязательствами и нарушать их не намерена. Владимир Макей заявил, что Беларусь заинтересована в нормальных, конструктивных отношениях с Польшей и другими соседними странами:

— Но это не значит, что мы будем смотреть сквозь пальцы на те деструктивные, разрушающие действия, которые предпринимает та или иная сторона против Беларуси. На этот счет, без сомнения, всегда найдется адекватный ответ.

konon@sb.by


Фото БЕЛТА

Лукашенко требует, чтобы белорусские дипмиссии за рубежом не раздували штат

Лукашенко: дипломаты должны действовать исключительно в интересах своей страны

Лукашенко: религиозный и межэтнический мир в Беларуси будет сохранен во что бы то ни стало

Лукашенко подчеркивает приоритет экономики в работе посольств

Лукашенко об отношениях с Польшей: хватит быть пассивными наблюдателями, где нужно, мы должны реагировать адекватно

Дипломатические представительства Беларуси могут появиться в Гонконге, Хошимине и Мумбаи

Глава МИД: на деструктивные действия извне у Беларуси всегда найдется адекватный ответ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter