В условиях кризиса производство импортозамещающей продукции приобретает особую актуальность. Многие государства стремятся сократить закупки извне, стимулируя внутреннее производство и, соответственно, спрос. Отрадно, что и белорусские дорожники движутся в русле мировых тенденций. Недавний визит представителей отраслевого предприятия «Дорстройиндустрия» во главе с его руководителем Владимиром Дервенковым в Италию — яркое тому подтверждение.
Наша делегация посетила заводы известной компании Massenza. Белорусы уже не первый год сотрудничают с этим производителем, у нас налажен выпуск автогудронаторов с итальянскими комплектующими на шасси МАЗов, которые уже стали экспортироваться и в дальнее зарубежье. В частности, 6 машин в прошлом году было поставлено на Кубу. На сей раз сотрудники «Дорстройиндустрии» ознакомились с технологией производства автоматизированных автогудронаторов для модифицированного битума, масляных теплогенераторов, масляных битумных термотанков и поточных термомасляных финишных нагревателей. При этом итальянцы передали коллегам документацию для организации производства технологического оборудования. По итогам обсуждения вопросов дальнейшего расширения взаимовыгодной кооперации стороны подписали протокол намерений. Не исключено и создание в Беларуси в ближайшем будущем совместного предприятия.
По мнению известного дорожного инженера Игоря Петухова, особый практический интерес представляет освоение производства итальянского комплекса оборудования для приготовления битумов. Это позволит существенно сократить топливно-энергетические и трудозатраты на асфальтобетонных заводах, полностью автоматизировать процесс и повысить безопасность труда. Расчеты показывают: использование итальянского оборудования и техники при переработке битума только в системе «Белавтодора» (около 315 тыс. тонн) позволит добиться суммарной годовой экономии 6,2 тыс. тонн условного топлива, или 4,7 млн. долларов США.
Переоснащение отечественных АБЗ потребует существенных финансовых затрат, но оно носит единовременный характер, а в последующем даст долгосрочный экономический эффект. Поэтому организация нового производства в «Дорстройиндустрии» становится не рядовым расширением номенклатуры выпускаемой продукции, а своего рода стратегическим решением, реализация которого позволит отрасли экономить значительную часть топливно-энергетических ресурсов.