Стратегическое партнерство

На этой неделе Беларусь с официальным визитом посетил Президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинежад. Всего через полгода после тегеранского вояжа Александра Лукашенко лидеры двух стран встретились снова, открыто продемонстрировав миру, что белорусско-иранские отношения вышли на уровень стратегического партнерства. Ну а дабы отсечь все сомнения по этому поводу, стороны подписали ряд важных документов и соглашений в экономической сфере.

Оценивая результаты более чем плодотворных переговоров и встреч, некоторые эксперты чуть ли не хором стали рассуждать о переориентации внешнеэкономической стратегии Беларуси вследствие зимнего нефтегазового кризиса в отношениях с Москвой. Мол, мы же говорили, предупреждали, никто не внял, а между тем аргументов пруд пруди. Успешный визит белорусского лидера в Азербайджан, динамично развивающееся сотрудничество с Венесуэлой, оптимистичный диалог с европейскими партнерами и вот теперь настоящий прорыв на иранском направлении. А где же Россия?
Сегодня Беларусь активно выстраивает так называемую «внешнюю дугу» своей политики на международной арене. Она проходит через страны Латинской Америки, ЮАР, охватывает зону Персидского залива, Иран, Китай, Вьетнам, Малайзию. Внешняя дуга – это не только конкретный геополитический проект, но и эффективный способ решения экономических задач. Каждое из вышеназванных государств сегодня на подъеме, их вес на мировой арене растет. Выгода от сотрудничества Беларуси с каждой из них очевидна.
Как отметил Александр
Лукашенко, находясь в центре Европы, мы не можем дружить с одними и быть закрытыми от других. К тому же многовекторность внешней политики рассматривается нами как необходимый фактор дальнейшего экономического развития страны. «У одних стран есть природные, у других – финансовые ресурсы, у третьих – необходимый людской потенциал, у четвертых – опыт и технологии. Соединив усилия, мы можем решить многие проблемы, в том числе обеспечить безопасность и стабильность развития», – подчеркнул белорусский лидер.
Развитие белорусско-иранского сотрудничества – красноречивый пример того, как должны складываться отношения между странами. Не секрет, что вокруг этих отношений сегодня много разговоров, каждый истолковывает их по-своему. Но Президенты сразу расставили все точки над «i«, особо подчеркнув тот факт, что Беларусь и Иран выступают за создание многополярной, равноправной и справедливой системы мироустройства, при которой нет места для двойных стандартов, силового давления одних государств на другие.
Взаимопонимание и доверие в политической сфере во многом предопределили характер взаимовыгодного экономического диалога двух стран. Экономический эффект прошлогоднего визита Александра Лукашенко в Тегеран эксперты оценили в 350 миллионов долларов. Именно на такую сумму заключено соглашений и подписано контрактов с иранской стороной. И это при том, что ранее уже был реализован целый ряд совместных проектов. Один из самых известных – сборка легковых автомобилей «Саманд» в Беларуси. Кстати, в эти дни данный проект получил дальнейшую поддержку. В ближайшее время производство будет расширено. В самом Иране организовано сборочное производство грузовых автомобилей «МАЗ«, прорабатывается вопрос об организации совместного предприятия по сборке белорусских тракторов.
Сегодня Иран в год покупает товаров на 60 миллиардов долларов. И Беларусь вполне может занять здесь определенную нишу, особенно учитывая то, что иранский рынок восприимчив практически ко всем белорусским товарам – от тракторов и машин до телевизоров и холодильников.
Пока белорусско-иранский  товарооборот невелик и составляет около 40 миллионов долларов. Лидеры двух государств поставили задачу в ближайшее время поднять эту планку до одного миллиарда. Сегодня уже очевидно, что «взять» новую высоту вполне реально. По итогам минских встреч на высшем уровне Беларусь и Иран договорились снять все препятствия для активного наращивания взаимной торговли. Для упрощения и ускорения финансовых взаиморасчетов в Минске в этом году будет создан банк со стопроцентным иранским капиталом. Ведь именно финансовые посредники в торговле во многом тормозили рост товарооборота. Решены проблемы и в таможенной сфере.
– Мы достигли тех целей, которые ставили перед собой, – подчеркнул на пресс-конференции Александр Лукашенко. – Сегодня для нас не существует закрытых тем, как нет и тех вопросов, по которым мы бы не договорились.
Лидер белорусского государства поблагодарил иранского коллегу за понимание проблем, существующих у Беларуси в энергетической сфере. Еще в прошлом году Иран заявил о готовности предоставить Беларуси нефтяное поле для разведки и добычи «черного золота». Белорусской стороне предложили выбрать несколько вариантов. Предпочтение отдали месторождению Джофеир, расположенному на юге страны. По первоначальным оценкам, его мощность составит около 30 тысяч баррелей сырой нефти в день.
На переговорах в Минске иранская сторона подтвердила готовность подписать контракты и конкретные документы с тем, чтобы белорусские нефтяники могли начать добычу нефти на выделенном участке. Как отметил Александр Лукашенко, белорусы смогут использовать нефть по своему усмотрению: либо продавать в сыром виде, либо непосредственно на месте добычи построить нефтеперерабатывающий завод. То же самое относится к добыче и переработке природного газа.
Активно прорабатываются совместные строительные проекты. Один из них касается создания в свободной экономической зоне «Минск» торгово-логистического комплекса «Прилесье». Инвестиции в него составят до 100 миллионов долларов. Не за горами начало строительства в белорусской столице крупного гостиничного и развлекательного бизнес-центра. Рассматривается также возможность сотрудничества в области строительства гидроэлектростанций в Беларуси. Речь, в частности, идет о реализации проектов по строительству Гродненской и Полоцкой ГЭС, в проектировании которых готовы помочь иранские специалисты. Мощность каждой из этих станций будет выше, чем суммарная мощность всех ныне действующих белорусских ГЭС.
– За те два дня, которые мы провели в Беларуси, мы не ощущали себя чужими, а находились в кругу друзей и братьев, – отметил Махмуд Ахмадинежад. – Успехи Беларуси мы рассматриваем как свои собственные. Мы нашли полное взаимопонимание в области энергетики, инвестиций, в вопросах реализации совместных проектов и совместной деятельности на международном и региональном уровнях. Мы только в начале пути, но наши шаги осмыслены и перспективны, а наша главная цель - не конкурировать, а взаимодополнять друг друга.
Досье СВ
Иран является четвертым крупнейшим экспортером нефти в мире. На его долю приходится девять процентов мировых запасов «черного золота». По запасам природного газа эта страна уступает лишь России. Основные торговые партнеры страны – Турция, ОАЭ, Германия, Великобритания, Италия, Япония.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter