Щекин: фундирующим аспектом проекта Программы социально-экономического развития является переход на корпоративную модель управления

Стратегический переход на корпоративную модель управления

Весьма показательным является то, что как экспертное сообщество, так и граждане страны не комментировали и не давали своих скоропалительных оценок относительно Основных положений проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы. Это говорит о взвешенности, рассудительности и вдумчивости белорусского общества при принятии судьбоносных документов.

Сама программа выдержана в классическом сценарии и отвечает на три вопроса. Что сделано? Что делается? И над чем необходимо работать в ближайшую пятилетку? Подобный подход дает возможность всем убедиться в комплексном, системном и стратегическом видении развития не просто страны и общества, а прежде всего белорусской модели развития, которая всегда характеризовалась социальной направленностью, нацеленностью на справедливость, перспективность, инновационность и человекоориентированность.

Как гражданина и ученого меня основные положения проекта впечатлили. Они стали ярким и прагматичным ответом скептикам и недоброжелателям на немногочисленные, но детализированные и конкретные экономические запросы общества. Подведены итоги, которые в контексте глобального экономического кризиса являются впечатляющими. Пятилетка, за исключением вполне объективных экономических, обусловленных политическими обстоятельствами и мировыми тенденциями составляющих, выполнена. Оценку итогам уже дало время, выборы Главы государства, доверие граждан власти. Думаю, со мной многие согласятся в этом — в особенности те, кто старается не ждать от государства милости божьей: экономическое положение людей стабильное и не является предметом обеспокоенности. Импонирует также свежий взгляд на основные проблемы развития и решимость их преодолевать.

Логика программы оправдана тем, что и приоритеты предстоящего пятилетия (п . 3), и улучшение качества жизни населения (п. 4), а это и содействие эффективной занятости, и устойчивый рост доходов, и усиление адресной социальной помощи, объективно взаимоувязаны с глобальными вызовами и новыми реалиями развития.
И даже при негативной мировой экономической тенденции тренд программы один: социальная ориентированность и устойчивое развитие белорусской модели. Большинство государств мира не в состоянии гарантировать своим гражданам социальные блага, как это делаем мы.
Одной из сильнейших сторон Основных положений проекта является укрепление экономического потенциала. Уникальность этого раздела состоит в том, что он представляет собой своего рода дорожную карту с уже прописанным механизмом реализации и стратегическим видением путей воплощения задуманного. Акцентированное внимание на таких социально-экономических компонентах, как ускорение развития высокотехнологичных производств, расширение производственных мощностей на основе местных сырьевых ресурсов, наращивание потенциала традиционных производств на новой технологической базе, рациональное импортозамещение, устойчивая энергетика и энергоэффективность, делает экономику сбалансированной и вполне может вывести страну на новые пятый и шестой экономические уклады развития.
Основные положения проекта содержат знаковый для Беларуси тезис о цифровой трансформации. Это взгляд на десятилетие вперед. Закладывается основа, структурно-функциональный базис контуров экономической модели развития страны в контексте новых вызовов. Открываются возможности перезагрузить всю экономическую сферу — безболезненно для экономики и с учетом социальной направленности. И тем самым сформировать новые точки ее роста.
В Беларуси всегда большое внимание уделялось региональному развитию, так как это неиссякаемый ресурс устойчивой динамики всего общества. Поэтому то, что в Основных положениях проекта нашло отражение региональное развитие, является закономерным и жизненно необходимым, системообразующим в своем целеполагании.

Думаю, мало кто ожидал в данном документе увидеть раздел «Формирование благоприятной институциональной среды». Но именно в нем каждый может найти ответы на многие вопросы относительно не просто привлечения инвестиций — это сформированный и продуманный проект по выработке конкурентной среды во всех сферах белорусской экономической модели развития. Тем самым нам предоставляется хорошая возможность обезопасить финансовую и банковскую сферу от надвигающейся мировой экономической рецессии.

Любая страна только тогда жизнеспособна, когда в ней отработаны механизмы системы госуправления, кадровой политики и идеологии. Понятно, что всему этому предшествует стабильное и эффективное функционирование здравоохранения, образования (особо обращаю внимание на дошкольное), науки, культуры. А также подготовка, переподготовка и повышение квалификации высокопрофессиональных специалистов в востребованных сферах производства. В Основных положениях проекта все эти направления нашли свое отражение. И более того, они подкреплены конкретными экономическими цифрами.
Фундирующим аспектом Основных положений проекта является «переход на корпоративную модель управления». Это предполагает проектное управление, а следовательно, вся структура экономики нацелена на функциональную эффективность, качество и результативность.
Что не только повысит ответственность, но и усилит с минимальными экономическими издержками адаптивность, гибкость и управляемость белорусской модели развития. Ведь будем откровенны: любой успех в экономике зависит от каждого из нас. От нашего отношения как к самому себе и ближнему, так и к государству в целом.

Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter