Завершившийся в прошлое воскресенье Гран-при Италии заставил бурлить мир «Формулы-1»

Страсти в Монце

Завершившийся в прошлое воскресенье Гран-при Италии заставил бурлить мир «Формулы-1». Бесспорное доминирование лидера чемпионата Льюиса Гамильтона на протяжении всего уик-энда и самой гонки, которую британец с легкостью выиграл, как и в прошлом году, едва не было омрачено итальянскими шинниками «Пирелли». Именно по их требованию ФИА собиралась дисквалифицировать победителя за несоблюдение регламента.




Предисловие

Началось все на предыдущем этапе во время Гран-при Бельгии. Сначала в свободных заездах на огромной скорости взорвалось заднее правое колесо на болиде «Мерседес» Нико Росберга, что едва не привело к страшной аварии. А затем и в самой гонке за два круга до финиша у Себастьяна Феттеля также неожиданно стрельнуло все то же заднее правое колесо. Учитывая скорость под 300 км/ч, на которой произошел этот инцидент, гонщику «Феррари» очень повезло не разбиться об отбойники автодрома Спа. Вынужденные оправдываться руководители «Пирелли» провели расследование. Выяснилось, что шина на «Мерседесе» лопнула из-за внешнего воздействия, то есть от прокола при контакте с оставшимися после многочисленных инцидентов острых осколков кузовного пластика. А на «Феррари», по мнению «Пирелли», проблема была в повышенном износе покрышки, поскольку гонщик долгое время находился на трассе на одном и том же комплекте колес. 

Команды не успокоились и логично потребовали итальянских шинников принять меры, чтобы в будущем их покрышки не взрывались. Ведь действительно, в случае прокола поведение колес должно быть более или менее предсказуемым, тем более что у команд и гонщиков имеются данные о состоянии давления в шинах. А в случае взрыва все происходит внезапно и у пилота нет времени, чтобы снизить скорость до относительно безопасного уровня. 

Скандал подогревался еще и тем, что в результате взрыва колеса Себастьян Феттель упустил свой реальный подиум — 18 очков, которые для него и для команды весьма важны как в борьбе за еще возможный чемпионский титул, так и за Кубок конструкторов. Напомним, что основные дивиденды по итогам сезона команды получают именно по результатам командной борьбы с другими конструкторами. И это немалые деньги. К примеру, 2 очка, заработанные Жюлем Бьянки на прошлогодней гонке в Монако (благодаря этому команда заняла 10-е место, опередив «Катерейм»), принесли «Марусе» около 45 (!) миллионов долларов, что позволило ее руководству сохранить коллектив и на этот сезон даже после процедуры банкротства, смены названия и владельца. 

Руководство «Пирелли» в ответ на претензии команд решило проявить настойчивость, потребовав уважения к себе и своим требованиям. Официально в целях безопасности по согласованию с ФИА был срочно принят регламент, который команды должны были отныне НЕУКОСНИТЕЛЬНО СОБЛЮДАТЬ в отношении минимального давления в шинах и ограничения углов развала-схождения колес. 

Накануне

В том, что новый регламент будет сурово применяться к нарушителям, команды и журналисты могли убедиться вечером в прошлую пятницу. На примере так называемой младшей серии. В чемпионате ГП 2, который традиционно сопровождает «Формулу-1» по всем западноевропейским трассам, в Сочи, Бахрейне и Абу-Даби, в пятничной квалификации гонщик команды «Русское время» Митч Эванс завоевал право стартовать со второй позиции. К разочарованию новозеландца и руководства российской команды этот результат был аннулирован, поскольку, как оказалось, в шинах болида Эванса давление было ниже установленной новым регламентом нормы. Причем об этом команда узнала лишь поздно вечером, и для дачи объяснений при принятии решения стюарды даже не удосужились вызвать к себе ни представителей руководства «Русского времени», ни самого гонщика.

Отдадим должное, что, несмотря на дисквалификацию и старт с последнего места, Митч сумел в отчаянной борьбе совершить множество обгонов и пробиться на 3-е место на подиуме. А затем еще и в воскресной короткой гонке одержать победу, первую в этом сезоне для себя и команды. 

Но факт остается фактом, инцидент и наказание Митча Эванса должны были всем послужить примером жесткого подхода стюардов к вопросу соблюдения требований нового регламента. 

Гонка

Тревожный звонок для «Мерседеса» прозвучал в исполнении технического делегата ФИА еще за полчаса до окончания гонки. Льюис Гамильтон в этот момент филигранно «утюжил» скоростную трассу королевского парка Монцы, возглавляя пелотон, а его напарник Нико Росберг после не очень удачного старта едва только вышел на 3-ю позицию, собираясь попытаться навязать борьбу Себастьяну Феттелю. Разосланный всем присутствующим в пресс-центре журналистам пресс-релиз был, естественно, объявлен и командам-участницам. Он гласил, что перед стартом были проведены замеры давления в шинах болидов «Феррари» и «Мерседес». Оказалось, что у итальянцев с соблюдением регламента все было в порядке, а вот шины на болидах немецкой команды были недокачаны. Рассмотрение дела было отдано на откуп стюардам, которые в роли судей ФИА должны были принять решение в отношении нарушителей. 

Если сгоревший за два круга до финиша мотор на машине Нико Росберга фактически избавлял немецкого гонщика от последствий наказания, то как было поступить с Льюисом Гамильтоном? Ведь британец выиграл гонку, первым въехав под клетчатый флаг с отрывом от своего ближайшего преследователя в 25 (!) секунд. Ситуация стала приобретать неприятно скандальный характер. 

Что делать?

Если следовать логике, которую ФИА и ее стюарды сами себе определили в пятницу и продемонстрировали ярким примером на судьбе Митча Эванса и команды «Русское время», то надо было бы наказывать Льюиса и «Мерседес». Как? Это уж их право. Самое суровое — дисквалификация. Самое легкое, почти формальное — можно было бы добавить ко времени Гамильтона 20 секунд штрафа и оставить его с победой. Но стюарды после более чем 3-часовых обсуждений с участием представителей команд, гонщиков, шинников «Пирелли» в конечном итоге удивили всех своим решением. НАКАЗАНИЯ ВООБЩЕ НЕ ПОСЛЕДОВАЛО!

Сначала объяснили журналистам, что новый регламент по поводу давления в шинах носит скорее рекомендательный характер, чем обязательный. Но потом, спохватившись и осознав, что такое объяснение вызовет массу кривотолков и претензий со стороны проигравших команд как в Монце, так и в последующих гонках, ФИА выпустила пресс-релиз, где все же нашли формальный повод не забирать победу у Льюиса.

Мол, в момент выпуска машин из боксов давление в шинах соответствовало регламенту, а в момент предстартовой проверки было обнаружено, что термочехлы не были подключены к источнику питания. Отсюда, температура шин была ниже максимально допустимой. Из-за этого команде «Мерседес» пришлось действовать не по стандартной процедуре обеспечения безопасного давления в шинах. И все это проходило под наблюдением специалиста ФИА.

Похоже на отписку, не правда ли? Если все проходило под наблюдением и с согласия специалиста ФИА, то зачем было поднимать вообще весь сыр-бор по поводу недостаточного давления в шинах? А если все же нарушение было, то надо было применять наказание, не глядя на ранги, титулы и чемпионские звания. 

А что насчет безопасности? Самое удивительное во всей этой истории, это место БЕЗОПАСНОСТИ, ради которой и под знаменами которой все это было состряпано. Ведь если исходить действительно из требований безопасности, о чем настаивали и пилоты, и шинники «Пирели», то замеры давления в шинах должны были осуществляться не выборочно, а на всех болидах, используемых в квалификации и гонке. Причем контроль должен был бы происходить перед выпуском болидов на трассу, и в случае несоответствия болид просто бы не допускался ни к квалификации, ни к гонке. Зачем же выпускать на трассу машину, в которой заведомо есть дефект, могущий привести к опасной аварии и трагическим последствиям?



Если провести аналогию с проверкой перед сменой водителя городского автобуса на предмет алкогольного опьянения, то ситуация выглядит на грани абсурда. Представьте себе, что у этого самого водителя вдруг обнаружили превышающее норму содержание алкоголя в крови. При этом ему никто не запрещает ехать, а просто фиксируют этот факт в протокол и... отпускают водителя в этом опасном для окружающих состоянии в рейс. А потом, если вдруг что случится, то автопарк всегда сможет оправдаться: извините, мы ни при чем, водитель был пьян, что подтверждается документами нашего контроля, надо его наказать, а вот мы не несем за это никакой ответственности. 

Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Монца, Италия

Матвей МИХАЛЬСКИЙ и
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter