Страсти по «Оскару», или Кто «пасет» Голливуд

Знаменитый Голливуд, как и прочие не менее известные американские корпорации, прежде всего работает на прибыль. Ежегодно выпускаемые на его студиях фильмы приносят миллиардные доходы

Знаменитый Голливуд, как и прочие не менее известные американские корпорации, прежде всего работает на прибыль. Ежегодно выпускаемые на его студиях фильмы приносят миллиардные доходы. Иначе Голливуд и не существовал бы.

Но Голливуд не только дает своим инвесторам колоссальные дивиденды, но прежде всего кует идеологическое оружие. Как никто другой, он внедряет в сознание зрителей всего мира американский образ жизни, когда личный или корпоративный успех ставится выше всех остальных человеческих ценностей. Неотъемлемая часть этого голливудского успеха — небольшая позолоченная статуэтка. 

Завтра в Лос-Анджелесе состоится 79-я церемония вручения премий Американской академии киноискусств под названием «Оскар». Эти ежегодные торжества таланта, тщеславия и амбиций обставляются с невиданной помпой. И благодаря телевидению становятся суперрейтинговым зрелищем, которое без устали поглощают обыватели всего мира. Начинается все на красной дорожке, по которой во всем своем великолепии, в смокингах и платьях от самых известных модельеров, шествуют кинозвезды и кинодельцы, и кончается это шествие торжеством счастливчиков, получающих заветную статуэтку и по этому поводу рассыпающихся бесчисленными благодарностями, фонтанами эмоций, порой переходящими в откровенные истерики. Ведь награжденные понимают, что «Оскар» — это признание их заслуг (порой мифических) перед могущественной идеологической корпорацией, которая на всю оставшуюся жизнь будет обеспечивать им защиту и деньги. 

В этом году на главный приз – лучший фильм года – выдвинут фаворит американских «академиков» Клинт Иствуд с картиной «Письма с Иводзимы», снятой на японском языке с японскими актерами. Американцам, которые, несмотря на свою хваленую политкорректность, так презрительно относятся к людям, не знающим «их английского», тем более не терпящим актеров и певцов, исполняющих произведения даже с самым маленьким акцентом, в этот раз Голливуд преподнес целый ряд фильмов, снятых на «чужих» языках. Этим он как бы еще раз утверждает реальность глобализации. И здесь фаворитом выступит амбициозный эпос «Вавилон», который снял все более завоевывающий мировую известность мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту. В этой многослойной, громоздкой картине, копию которой можно уже посмотреть на видео, как и следует из названия, настоящее языковое столпотворение: актеры говорят на арабском, английском, испанском и опять же японском языке. Вершиной этой «языковой свободы», а точнее ее абсурда, можно считать фильм Мела Гибсона «Апокалипсис», снятый на древнем языке майя. Кстати, предыдущую картину «Страсти Христовы» Гибсон снял на арамейском. 

Но вернемся к оскаровским лентам. Соперником Иствуда и Иньярриту за получение этой премии, несомненно, будет Мартин Скорсезе с фильмом «Отступники». Этот один из лучших американских режиссеров, создатель таких шедевров тридцатилетней давности, как «Таксист» и «Бешеный бык», не очень-то вписывается в рамки Голливуда. Потому тот его и обходил своими наградами. Скорсезе несколько раз выдвигался на «Оскар», и критики почти отдавали ему эту почетную статуэтку, но «академики» с треском прокатывали величайшего режиссера современности. Не уверен, что его «Отступники» и в этот раз получат заветную награду. Зато многие прочат «Оскар» великолепной актрисе Хелен Миррен, ранее игравшей рискованные роли в таких фильмах, как «Калигула» и «Повар, вор, его жена и ее любовник», а теперь с блеском исполнившей заглавную роль в фильме «Королева». Прочить-то прочат, но для этого ей надо переиграть блестящую Мерил Стрип, которая также номинируется на «Оскар». 

Наша пресса много писала о выдвинутой на получение этой премии в номинации «Лучший зарубежный фильм» картине Федора Бондарчука «9 рота». К сожалению, по таланту сын и близко не приблизился к своему отцу, великому актеру и режиссеру Сергею Бондарчуку. «9 рота», рассказывающая об афганских событиях, скорее напоминает заурядный американский блокбастер, чем развивает традиции «Судьбы человека» Бондарчука-старшего. Но блокбастеры американцы и сами в сто раз лучше умеют делать. В этой номинации «Оскар», скорее всего, получит мексиканец Гильермо дель Торо, снявший в Испании «Лабиринт фавна» — фильм, рассказывающий об арабах, марокканцах и алжирцах, в годы Второй мировой войны сражавшихся за свободу Европы. Премию «Оскар» за актерскую работу примеряют и изящной испанской актрисе Пенелопе Крус за роль в фильме «Возвращение» знаменитого европейского режиссера Педро Альмодовара. 

Но все это лишь прогнозы. Пока известно одно: почетный «Оскар» за большой вклад в развитие мирового кино получит 78-летний итальянский композитор Эннио Морриконе, создавший музыку к 549 фильмам, в том числе и к советским. На эту премию начиная с 1978 года он номинировался уже пять раз. И вот, наконец, дождался. Браво, маэстро! 

И последнее. За день до церемонии вручения «Оскара» вручается «анти-Оскар» под названием «Золотая малина». Этот приз ежегодно присуждается за худшее достижение в области кинематографа в номинациях: худшая картина, худший сценарий и режиссер, а также худший актер или актриса. В этом году лидером по числу номинаций стал фильм «Основной инстинкт-2». Естественно, что на звание худшей актрисы выдвинута исполнительница главной роли несравненная Шарон Стоун. Думаю, создатель этой «малины» Джон Уилсон хоть таким образом отомстит актрисе за ее предыдущий потрясающий успех в добротном фильме Пола Верхувена «Основной инстинкт». Кстати, больше всего призов «Золотая малина» завоевал знаменитый актер Сильвестр Сталлоне. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter