Страшный портрет

Как и в 2005-м, в минувшем году в Беларуси выявлено 1041 лицо, совершившее убийство. Хотя совершено убийств и покушений на убийство на 8,3 процента меньше (снижение с 1032 до 946 случаев)

Кто,  почему  и  при  каких  обстоятельствах  покушается  на  чужую  жизнь?

Как и в 2005-м, в минувшем году в нашей стране выявлено 1041 лицо, совершившее убийство. Армия матерых, не знающих тормозов преступников не понесла потерь, сохранилась, хотя ею совершено убийств и покушений на убийство на 8,3 процента меньше, чем за год до этого (снижение с 1032 до 946 случаев). Самый высокий уровень этих злодеяний зафиксирован в Гомельской и Витебской областях, самый низкий – в Минске и Бресте. 

Анализ социальных характеристик лиц, совершивших убийства, произведенный Генеральной прокуратурой, показал: на чужую жизнь чаще всего посягают мужчины (86,9 процента), в основном в возрасте 30 лет и старше (чуть больше 62 процентов). Каждое третье такое тяжкое преступление – на совести молодых людей в возрасте от 19 до 29 лет. За несовершеннолетними — всего лишь 4,6 процента всех убийств, но их число за год возросло с 38 до 48 человек (на четверть). Несколько вырос и «вклад» женщин в этот опасный вид преступлений и составил 15,9 процента. 

Большинство лиц, совершивших убийство, имеют среднее и неполное среднее образование, а 212 человек – высшее и среднее специальное. Двое из каждых трех нигде не работали и не учились. При раскладе по профессиям «лидирующие» позиции занимают рабочие предприятий и работники сельского хозяйства. Как правило, они находились в состоянии алкогольного опьянения. Иностранные граждане «отличились» в 30 случаях (плюс три преступления  в сравнении с предыдущим годом). 

Если учесть, что почти половина убийств (больше на 4,4 процента) совершены лицами, ранее совершавшими преступления, а 68 лиц находились под надзором, к числу наиболее очевидных причин злодеяний могут быть отнесены недостатки в деятельности правоохранительных органов при назначении и исполнении наказания, а также проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. 

А. Коновалов был осужден к пяти годам лишения свободы и отбывал наказание в ИУОТ-18 УДИН по Гомельской области. При этом администрация учреждения разрешила ему проживать с семьей в деревне Березки Гомельского района. Коновалов лояльное отношение к нему воспринял по-своему: пьянствовал и дебоширил. Когда жена подала в суд заявление о расторжении  брака, позволил себе бесцеремонную выходку: топором изрубил ее вещи. Н. Коновалова обращалась за помощью к участковым инспекторам милиции, однако те действенных мер не приняли, не уведомили даже администрацию ИУОТ-18 о противоправном поведении их подопечного. Когда Коновалов устроил очередной скандал, два других участковых инспектора провели с ним профилактическую беседу. Едва они ушли, дебошир и скандалист продолжил полюбившееся ему занятие. В два часа ночи избитая им жена в очередной раз позвонила в милицию и попросила помощи. Однако на сей раз и вовсе ее не получила. Вынуждена была защищаться сама и при этом топором нанесла распоясавшемуся мужу не менее трех ударов по голове, причинив ему тяжкие телесные повреждения… 

Прокуратура Заводского района г. Минска установила, что ранее судимый С. Рамазанов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, постоянно устраивал семейные скандалы. При этом избивал жену и руками, и ногами, причинял ей побои и телесные повреждения. Потерпевшая Г. Рамазанова неоднократно обращалась в милицию с заявлениями о побоях, однако действенных мер к выпивохе и скандалисту участковый инспектор так и не принял. Это привело к трагедии: будучи снова навеселе, С. Рамазанов во время очередной ссоры совершил убийство жены. 

Анализ показателей о потерпевших в результате убийств позволяет сделать вывод, что не менее трети убийств совершается в отношении женщин. В числе жертв и несовершеннолетние, но больше всего среди них мужчин (в двух из каждых трех случаев). Причем более половины потерпевших в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения. Почти в каждом втором случае имело место совместное употребление спиртных напитков потерпевшим и преступником. В каждом четвертом они являлись супругами и родственниками. 

Орудиями совершения убийств в половине случаев являлись колюще-режущие и рубящие предметы, проще говоря – ножи да топоры. Каждое четвертое убийство совершено тупыми увесистыми предметами хозяйственно-бытового назначения. Около 8 процентов убийств совершены путем удушения потерпевших. В единичных случаях использовались поджоги и применялись взрывчатые устройства. Зафиксированы три убийства путем сбрасывания тех, кто начал мешать жить, с большой высоты. А один случай и вовсе необычный: в вену жертве ввели раствор аммиака. Чуть более трети злодеяний такого рода совершено при отягчающих обстоятельствах (на 11,7 процента меньше, чем год назад). Значительное количество убийств по-прежнему маскируется преступниками под безвестное исчезновение своих жертв. Хотя в последнее время таких ловкачей стало меньше: в минувшем году возбуждено 22 уголовных дела (год назад — 34) по фактам безвестного исчезновения конкретных людей. И только шесть дел остались нераскрытыми. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter