Прощай, паровоз. Прибалтике грозит комплексный транспортный кризис

Страны, сходящие с рельсов

Поток беженцев из стран Балтии в «основной» Евросоюз в скором времени может прирасти за счет трудовых мигрантов из этих стран. На днях Латвийская железная дорога объявила об очередном массовом сокращении персонала. Серьезные проблемы наметились и у железных дорог Литвы. При этом в обеих странах — дефицит водителей автобусов, а имеющиеся угрожают забастовкой. Налицо реальные перспективы транспортного коллапса. Эдакая «остановка по требованию».

Весело веселье…

Латвийская железная дорога (LDz) уведомила государственную службу занятости о планах уволить 864 человека до конца года. Это уже третье крупное сокращение за последнее время. В августе LDz сократила около 700 работников, а в начале года озвучила планы уволить еще каждого шестого — полторы тысячи человек. За последние три года персонал LDz «усох» почти на треть: с 10 до 7 тысяч сотрудников.

ФОТО LDZ.LV

В том же направлении катится и Литва, которая в начале года уже потеряла белорусский нефтетранзит, а к концу, как ожидается, лишится транзита белорусского калия. Грузы из Беларуси составляют около трети грузопотока Литовской железной дороги — их потеря гарантирует ей те же процессы, что уже несколько лет вовсю идут в Латвии.
Клиенты-грузоперевозчики стремительно уходят, грузооборот Латвийской и Литовской железных дорог продолжает уменьшаться. Собственно, наша страна об этом предупреждала давно. Но голос собственного разума, белорусских ведомств и общественности потонул в геополитической свистопляске прибалтов, занятых увлекательной игрой в санкции.

…Тяжело похмелье, или Рельсу купите?

Между тем осознание новой реальности будет весьма болезненным. На Литовской ЖД разрушительные процессы (в отличие от поездов) набирают темпы, а обновление и развитие инфраструктуры останавливаются. Приостановлены на неопределенный срок строительные работы на железнодорожном участке Плунге — Шатейкяй с бюджетом 56,5 млн евро.

В Латвии прошлым летом Министерство сообщения запрашивало 32 млн евро для вливания в капитал LDz и еще 27 млн на другие субсидии для «железки». Депутат парламента Вячеслав Домбровский считает, что, если транзит в Латвии добьют окончательно, государству придется ежегодно выделять на содержание LDz около 150 млн евро из денег налогоплательщиков. А деньги эти в отличие от глупостей официальной Риги отнюдь не бесконечны. Поэтому с прошлого года Латвийская железная дорога выставила на торги 13 тепловозов, 200 грузовых вагонов и 46 автомобилей, а также дом отдыха бригад железнодорожников города Елгавы, сообщает BaltNews.
Убытки грузовой дорожной компании — LDz Cargo — в прошлом году составили 3,303 млн евро, а товарооборот упал на 35,9 процента по сравнению с прошлым годом. Для сравнения: в 2019-м прибыль компании составляла 2,817 млн евро. И еще важный нюанс: LDz в последние годы жила в основном за счет грузов из России и Беларуси.
Фото  БЕЛТА

В 2021-м Латвийская железная дорога уже продала 180 вагонов и ныне продает еще 200. Кроме того, в начале года на аукцион оказались выставлены около 4300 тонн металлолома, в том числе рельсы различной длины.

Движение — жизнь

Заметно «сходит с рельсов» и отрасль, никогда на них не становившаяся. В конце октября вильнюсский суд чудом сорвал забастовку работников общественного транспорта литовской столицы. Национальная ассоциация автоперевозчиков Linava регулярно заявляет, что на рынке сложился дефицит дальнобойщиков, а транспортные фирмы уходят из Литвы в Польшу и другие страны ЕС, где бизнес вести легче сразу по нескольким параметрам. Но нынешней осенью тревожные сигналы зазвучали и в сфере пассажирских автоперевозок, отмечает калининградский политолог Александр Носович:

— Профсоюз работников общественного транспорта Вильнюса анонсировал со следующей недели бессрочную забастовку, которая угрожает парализовать жизнь литовской столицы. Причиной называют неудовлетворительные условия труда работников. Столичному самоуправлению не хватает около 200 шоферов.

Аналогичная ситуация складывается в Латвии. Водителей не хватает, потому что шоферы не хотят вакцинироваться от коронавируса (а для них прививка обязательна), увольняются и переезжают работать в Западную Европу. В результате автобусные рейсы в Латвии по многим маршрутам ныне под угрозой ликвидации.

Городской же транспорт выживает во многом за счет ощутимо весомых тарифов. Так, билет на поездку в Риге пассажиру обходится в 1,15 евро (3,22 бел. руб.), часовой билет — 2,3 евро (6,44 бел. руб.), месячный проездной на будни — 40 евро (112 бел. руб.), а на все дни месяца — 50 евро (140 бел. руб.). В Вильнюсе автобусы и троллейбусы чуть дешевле: электронный билет на полчаса стоит 0,65 евро (1,82 бел. руб.), на час — 0,9 евро (2,52 бел. руб.), месячный проездной на будни — 26 евро (72,8 бел. руб.), а разовый билет у водителя — 1 евро (2,8 бел. руб.). Словом, как и не раз прогнозировалось, санкции бьют в основном по простому населению. Причем бумерангом.

osipov@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter