Страны и струны

Камертон для «Серебряного звона»
Камертон для «Серебряного звона»

Буквально только что в Молодечно завершился IV Республиканский фестиваль цимбалистов. С каждым разом количество его участников растет просто в геометрической прогрессии — следующий фестиваль под этим, уже вполне привычным уху названием «Серебряный звон цимбал», скорее всего, будет международным. Через два года это событие, кстати, может стать особенно красивым подарком к 100–летию со дня рождения основателя национальной школы цимбалистов Иосифа Жиновича... Составить список зарубежных гостей, достойных украсить своим мастерством будущий форум, наверняка окажется делом непростым — как–никак свои варианты цимбал имеются чуть ли не в каждой стране мира. В Венгрии и Румынии популярность этого древнего инструмента и сравнить не с чем — так она велика. Правда, что касается виртуозности исполнения, здесь абсолютными лидерами признаны Китай и Беларусь.

После вступления нашего государства во Всемирную ассоциацию цимбалистов (в 1991 году) возможности белорусских исполнителей не раз оценивали профессионалы самого высокого уровня. Но потенциально у наших музыкантов (и у нас, если уж говорить о престиже страны) этих возможностей гораздо больше. Как ни парадоксально, проявить свой талант в полной мере белорусским цимбалистам мешает... сам инструмент.

«Мастеровых» цимбал в Беларуси не изготовляют — только фабричные. В ОАО «Борисовское предприятие музыкальных инструментов». По образцу, созданному еще в 30–е годы. По словам председателя жюри Республиканского фестиваля цимбалистов профессора консерватории Евгения Гладкова, к качеству отечественных цимбал у музыкантов всегда были обоснованные претензии. А после того, как на «перестроившейся» фабрике музыкальных инструментов стали выпускать еще и мебель, этих претензий стало на порядок больше.

В принципе, «постигать азы» можно и на таких цимбалах. Наличие фабричного производства, конечно же, позволяет сохранять за инструментом статус одного из самых распространенных в стране — поступить в Белорусскую государственную академию музыки по классу цимбал в последнее время крайне сложно, столько желающих. Причем то, что исполняют абитуриенты сегодня, сравнительно недавно способен был сыграть не каждый выпускник консерватории. Но они с блеском справляются — вопреки «западающему» местами звуку и ограниченному нотному диапазону.

Тем временем в мире цимбалы (или аналогичные им инструменты) усовершенствуют постоянно. Даже в соседней Украине «цимбальных дел мастеров» уже больше десятка. В Венгрии реконструкция любимого народом инструмента в свое время была проведена даже в рамках государственной программы. Теперь профессионал, да и просто любитель музыки, легко отличит звук венгерских цимбал от любых других. Так же самобытен и немецкий вариант. Но особенно нежным, действительно «серебряным» звуком общепризнанно отличаются английские, ирландские и белорусские инструменты. Вот только у зарубежных «собратьев» проба этого «серебра» повыше...

Возможно, несовершенство инструмента и провоцирует музыкантов на большую изобретательность, повышая в результате их мастерство. И готовность стремиться «через тернии к звездам», безусловно, заслуживает всяческих похвал. Но, согласитесь, борьба с «терниями» благотворна до предела, перевалив через который она уже и не борьба вовсе, а так, банальная рутина...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter