«Формула-1» меняется, не изменяясь по сути

Странный сезон

В Бахрейне стартует чемпионат «Формулы-1» — королевы автогонок и самой престижной дисциплины в мировом автоспорте. Новый регламент, новые машины и даже новые веяния в связи с политическими событиями в мире делают начало этого сезона непредсказуемым и вместе с тем странным, к которому трудно применить классический способ прогнозов.


Составы команд

В лидирующей группе пилотский состав почти не изменился. Все, кто мало-мальски может претендовать на победы в гонках, остались на своих местах: в «Ред Булл» —  Макс Ферстаппен и Серхио Перес, в «Феррари» — Шарль Леклер и Карлос Сайнс, в «Макларен» — Даниель Риккиардо и Ландо Норрис. Обращает на себя внимание лишь появление Джорджа Рассела в «Мерседес», который пришел на смену Вальттерри Боттасу, ушедшему на понижение в более слабый гоночный коллектив.

Таким образом, все четыре команды лидирующей группы имеют сильные пилотские пары. Внутрикомандная борьба обещает быть жаркой, доставляя лишний раз психологические хлопоты руководителям гоночных коллективов. И даже британский дебютант немецкой «конюшни» уже имел возможность доказать свой талант и умения справляться с незнакомой для себя машиной, заменяя однажды заболевшего коронавирусом Льюиса Хэмилтона в кокпите «Мерседес».

Средняя группа команд и вовсе не претерпела никаких изменений в своих составах. Накануне перехода на новый регламент и новые машины никто из них не рискнул менять «лошадей на переправе». Поэтому Фернандо Алонсо вместе с Эстебаном Оконом будут гоняться в этом сезоне за «Альпине», Себастьян Феттель и Лэнс Стролл — за «Астон Мартин», а Пьер Гасли и Юки Цунода — за «Альфа Таури». Здесь пилотские пары в отличие от лидирующих команд имеют четкое разделение на первые и вторые номера. И острой конкуренции между ними внутри команд ожидать не приходится.

В группе «аутсайдеров» каждая команда получила обновление своих составов. К «Уильямс» примкнул выпускник гоночной академии «Ред Булл» Алекс Элбон, имевший опыт гонок в «Торо Россо» и «Ред Булл». Интересно будет увидеть, насколько он окажется быстрее или медленнее прописанного у британцев уже который год канадца Николя Латифи.

Итальянско-швейцарская команда «Альфа Ромео», заменив одного финна на другого, чемпиона на дважды вице-чемпиона, то есть Кими Райкконнена на Вальттерри Боттаса, вряд ли значительно усилила свой пилотский состав. Ведь в пару к отставнику из чемпионской «Мерседес» пришел из «Формулы-2» китайский 22-летний дебютант Гуаньюй Чжоу. Бронзовый призер прошлого сезона не был в числе лучших в молодежном чемпионате с момента своего дебюта там в 2019 году. Но в 2021-м он, помимо 3-го места в «Формуле-2», стал еще и чемпионом азиатской серии «Формула-3». А главное, за ним стоит солидный китайский спонсор. Поэтому в споре с более именитыми конкурентами Чжоу, безусловно, выиграл, и место в «Альфа Ромео» досталось именно ему.

Что же до «Хаас», то после срочного увольнения российского пилота Никиты Мазепина и разрыва спонсорских отношений с российской компанией «Уралкалий» американцы пригласили к себе обратно своего датского гонщика Кевина Магнуссена. Теперь можно будет хотя бы объективно сравнить, насколько Мик Шумахер подтянул свое мастерство до уровня «Формулы-1» за прошлый сезон.

В прошлом году сильнейшего в противоборстве молодости Макса Ферстаппена и опыта Льюиса Хэмилтона смогли определить, по сути, только на финишной прямой. Тогда победил 24-летний голландец, но справедливость его успеха многие поставили под сомнение. Что ж, новый сезон — прекрасная возможность для 37-летнего англичанина семикратного чемпиона мира доказать, кто есть кто в «Формуле-1».

Новый регламент и новые машины

За счет новых колес с 18-дюймовыми дисками и низкопрофильными шинами болиды «Формулы-1» снова прибавят в весе. В целом за 8 последних лет формульные машины добавили 134 (!) кг, и теперь их масса составляет 795 кг вместе с весом гонщика.

Наиболее значимые изменения коснулись конструкции днища болидов. Возвращение граунд-эффекта, позволяющего за счет перераспределения потоков воздуха под машиной создавать дополнительную прижимную силу, обещает дополнительную интригу. Ведь, с одной стороны, болиды станут более устойчивыми на трассе в скоростных поворотах, но с другой — более капризными при наезде на кочки или поребрики, а также на малых скоростях. А главное, при прочих изменениях в требованиях к аэродинамике преследование соперников сейчас станет более успешным из-за снижения турбулентности позади едущей машины, повысив возможности обгонов соперникам.

Команды по-разному подошли к решениям в новых конструкциях своих болидов, и уже на первых тестах в Барселоне и Бахрейне стало ясно, что нас могут ожидать сюрпризы. Как, например, отсутствие боковых понтонов в новом «Мерседес». Подобное новшество, идущее на самой грани требований нового регламента, может дать немецкой команде определенное преимущество над конкурентами. В связи с этим соперники уже подготовили даже запросы в FIA по поводу законности «немецких новшеств». Но в то же время они могут оказаться и не столь успешными, а лишь отвлекут внимание от иных преимуществ и сюрпризов, которые подготовила чемпионская команда для нового сезона. Вот почему весьма скромные результаты времени прохождения зачетных кругов на самых последних предсезонных тестах в Бахрейне, показанные «Мерседес», многие соперники списывают за счет умышленного понижения мощности двигателей немецкой «конюшней». Не раскрывать до конца свои карты перед началом сезона — это стало уже традиционной тактикой борьбы соперников в «Формуле-1».

В целом главные противники немецких чемпионов очень рассчитывают на гения аэродинамики Эдриана Ньюи. Именно изменения регламента в области аэродинамических элементов всегда делали более быстрыми машины этого знаменитого конструктора. Поэтому неудивительно, что болиды «Ред Булл» на тестах показали себя лидерами, и именно австрийской команде прочат первые победы в сезоне. Тем более что сменив на «единичку» свой традиционный номер «33», с которым он выступал всю свою предшествующую 7-летнюю карьеру в «Формуле-1», действующий чемпион мира Макс Ферстаппен полон амбиций и решительности повторить свой успех и в нынешнем ­сезоне.

Вокруг календаря

Планировавшееся рекордное количество этапов (23) после начала спецоперации в Украине было уменьшено на одну гонку — за счет исключения Гран-при России.

Зато новинкой календаря станет Гран-при Майами. Год назад американские владельцы «Формулы-1» подписали со своими соотечественниками-промоутерами 10-летний контракт. И теперь на территории США официально будет проводиться два этапа: 8 мая — в Майами и 23 октября — в Остине. Конечно, логистика перемещений для майской гонки во Флориде заставит команды совершить на пару заокеанских перелетов больше обычного, но организаторы обещают, что новый этап на городской трассе того стоит.

Помимо прочего, в календарь вернулся Гран-при Австралии, который дважды не имел возможности быть проведенным из-за пандемии коронавируса. Правда, теперь он уже потерял свой статус «первооткрывателя», и гонка будет по счету третьим этапом, который пройдет традиционно на трассе в «Альберт-Парке» в Мельбурне.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter