Странности счета

Если, читатель, у вас вызывают сомнения некоторые суммы в жировке, которые вам предстоит оплатить, то основания для подозрений есть. Речь не о том, что вас обманывают. Просто предлагают оплатить затраты, которых могло и не быть. Если бы энергетики подсчитывали иначе.

Строящееся административное здание ГПО «Белэнерго».

Эффективность энергокомплекса напрямую определяет конкурентоспособность того, что мы производим и продаем: практически все производственные машины и механизмы приводятся в движение электричеством. В стоимости услуг, которые нам оказывает жилищно–коммунальное хозяйство, доля энергетики тоже существенна. Напоминанием этих истин Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов открыл вчера заседание коллегии ведомства. Привел и слова Президента относительно тарифов, которые должны быть такими, чтобы энергетики не жировали и не решали свои проблемы за счет потребителей энергоресурсов...

На коллегии обсуждалась обоснованность затрат, включаемых в себестоимость производства тепло– и электроэнергии. Иначе говоря, экономят энергетики или все же не совсем... Вот лишь несколько приведенных на заседании примеров из разных регионов, которые показывают, что эффективность отрасли далека от желаемой.

На балансе Минских тепловых сетей находятся 1 тыс. 400 км труб, которые эксплуатируются более четверти века, теряя немалую долю тепла на обогрев земли и воздуха. Модернизация сетей, то есть замена изношенных труб на предварительно изолированные, ПИ–трубы, происходит в вялотекущем режиме, хотя эффективность замены оценивается более чем в 40 млн долларов.

Традиционное оправдание — дефицит средств. Они нашлись, однако, на строительство 7–этажного офисного здания «Белэнерго» в центре Минска, полная стоимость которого составляет около 9 млн долларов. Мы могли бы только порадоваться за повышенный комфорт чиновников от энергетики, если бы они денно и нощно заботились об экономии ресурсов и соответственно наших денег. Но госконтроль выяснил иное. Областные организации, оказывается, направляют денежные средства на содержание аппарата ГПО «Белэнерго» — за якобы оказанные услуги. Фактически услуг не было. Но реальные и немалые деньги отнесены на затраты, которые так или иначе оплатит потребитель. В прошлом году «Белэнерго» получил по такой схеме на свое содержание около 7 млн рублей. Находятся деньги на дорогостоящие автомобили, хотя некоторые «приобретаются» с использованием зачетных схем с должниками.

Весной 2018 года были закуплены 90 тонн реагента для подготовки воды на Мозырской ТЭЦ. Организация «Белэнергоснабкомплект», проводившая закупки по заказу «Гомельэнерго», отдала предпочтение литовскому поставщику, хотя отечественный производитель предлагал то же в 2,5 раза дешевле. Переплата — более 42 тыс. евро. 

Срыв ввода модернизированных мощностей (на Березовской ГРЭС, Гродненской, Мозырской и Оршанской ТЭЦ, Минской ТЭЦ–5) и просчеты при закупках стоили недополученной экономии на 3 млн долларов. 

Общая же сумма вскрытых госконтролем резервов оценена в 120 млн долларов.

Повод для оптимизма есть — и это надо сказать читателю прямо. С 2011 года в белорусскую энергетику инвестировано (без учета затрат на БелАЭС) около 5 млрд долларов. В большинстве случаев инвестировано профессионально. Благодаря этому по эффективности производства тепло– и электроэнергии мы опережаем большинство наших соседей, включая западных. Новому руководству отрасли, как заметил Леонид Анфимов, известны имеющиеся резервы. Дело за тем, чтобы включить их в работу — на благо экономике в целом и каждого из нас.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter