Странно ли стоять на пути паровоза?

В деловой прессе активно обсуждается, какой материал лучше для утепления жилых домов - минеральная вата или пенопласт? Совершенно неожиданно чисто технологический вопрос вызвал общественный резонанс.
В деловой прессе активно обсуждается, какой материал лучше для утепления жилых домов - минеральная вата или пенопласт? Совершенно неожиданно чисто технологический вопрос вызвал общественный резонанс.

Недавно одно специализированное белорусское издание провело "круглый стол" на эту тему, где позиции сторон прозвучали наиболее отчетливо. Мнения местного доцента и заезжего профессора в отрицании утеплительных систем из отечественного пенополистирола (в просторечии - пенопласта) удивительно совпали с позицией директора представительства в Беларуси и Украине зарубежной фирмы, импортирующей альтернативные системы из минеральной ваты. С другой стороны, генеральный директор ООО "Сармат" Александр Кнырович заявил, что, несмотря на прибыльность работы с импортным материалом, его компания приняла решение о производстве и применении пенополистирола для утепления зданий. "Потому что стоять на пути паровоза несколько странно".

Такие слова ко многому обязывают. А что за ними? Тут невольно придется хотя бы по минимуму обратиться к некоторым технологическим подробностям. Беларусь, как и другие европейские страны, пришла наконец к осознанию того, что здания, особенно жилые, должны как можно лучше сохранять тепло. Одних "панелек" прежних лет нужно реконструировать около 2 тысяч плюс 1,5 тысячи крупноблочных домов, не говоря о новом строительстве. Под это выделяются солидные бюджетные деньги. Вопрос в том, как их потратить. Можно применить твердые плиты из минеральной ваты, которые в Беларуси не выпускают, а завозят на миллионы долларов в год. А можно - свой пенопласт. Причем этот материал в 3 - 4 раза дешевле. Правда, в прежние годы были сомнения по поводу пожарной и экологической безопасности пенопласта. Мол, и в обычном состоянии он выделяет нечто вредное, а под воздействием огня - тем более. Однако углубленные исследования и зарубежная практика их отвергли. Читаю приказ по Министерству архитектуры и строительства более чем годичной давности: он разрешает использовать пенопласт с противопожарными добавками и последующим нанесением штукатурки для утепления жилых домов вплоть до 12-го этажа вместо прежних двух. На Минском комбинате силикатных изделий (первом в Беларуси и до сих пор крупнейшем производителе пенопласта) продемонстрировали стопку государственных гигиенических сертификатов, дипломов всевозможных конкурсов и прочих "верительных грамот", удостоверяющих высокое качество продукции. На днях предприятие получило международный сертификат качества ISO 9001-2000.

А напротив - стопка газетных и журнальных публикаций, но не хвалебных, как логично было бы предположить, а совсем даже наоборот. "Представители фирм, торгующих импортной минеральной ватой, увидели в решении Минстройархитектуры угрозу процветанию своего бизнеса и развернули непозволительно грязную кампанию по дискредитации пенополистирола, - считает генеральный директор комбината силикатных изделий Олег Лесниченко. - Хотя жизнь настоятельно убеждает, что для утепления зданий в зависимости от условий необходимо применять самые разные материалы".

Да я и сам на днях прочел в одной газете, претендующей на объективное освещение деловой жизни, явно тенденциозный материал о пенопласте. Насторожило, что автор смело берется оперировать аргументами, которые более убедительно звучали бы в устах ученых и специалистов. Ну а что они-то? Кандидат наук, руководитель белорусского отделения одной из расплодившихся ныне международных академий, перечислив "грехи" пенопласта, был вынужден все-таки признать, что "насколько велики риски - это вопрос исследований химиков и санитарных врачей". В других случаях авторы не делают даже таких оговорок, рубят сплеча. При этом достоинства и недостатки альтернативных систем утепления даже не рассматриваются, что как бы подталкивает к мысли об их идеальности. Не хотелось бы делать выводов о некоей ангажированности авторов. Возможно, все дело в оставшейся кое у кого с советских времен привычке хаять все отечественное и превозносить западное. Но сути проблемы это не меняет.

Стоит ли удивляться, что после одной из публикаций клиент, купивший минский пенопласт, привез его обратно. Правда, прослушав "лекцию" о достоинствах материала, вновь изменил о нем свое мнение. "А у нас обида все равно осталась, - говорит заместитель генерального директора комбината Анатолий Брановец. - На Западе пенопласт используют в десятки раз больше, чем у нас, даже малоэтажные дома из него строят. Наш продукт ничем не хуже. Так за что же такое недоверие?" Он показывает участок по производству пенопласта, укомплектованный новейшим импортным оборудованием. Загружено оно не полностью (хотя спрос со стороны индивидуальных покупателей растет).

Все это смотрится особенно интригующе на фоне следующих цифр. В Беларуси более 20 предприятий изготавливают пенопласт для утепления зданий. Тем не менее, по некоторым оценкам, около 80 процентов теплоизоляционных материалов на нашем рынке приходится именно на минеральную вату и только 20 - на пенопласт. Из этого следует, что солидная часть бюджетных средств, направляемых на утепление старых построек, уходит за рубеж. Я позвонил начальнику одного из ЖРЭО, поинтересовался, почему предпочтение столь явно отдается импортным материалам? Ответ несколько обескуражил: а к нам, мол, с другими предложениями никто не обращался. Хотя несколько белорусских фирм активно занимаются утеплением зданий пенопластом по утвержденным в отраслевом министерстве строительным нормам и правилам.

Местные власти, очевидно, разберутся, как выгоднее тратить бюджетные средства. Я же - о другом. О сомнительных моральных коллизиях, которые возникают порой при продвижении импортной продукции на наш рынок. Когда ради прибыли "пиар"-кампания строится не на разъяснении достоинств своей продукции, а на дискредитации конкурентов. В нашем случае этот водораздел совпал с линией "отечественное - импортное". Ведь даже попытку наладить в Беларуси производство плит из минеральной ваты по западной технологии руководитель дилерской сети одной зарубежной фирмы публично подверг остракизму. Очевидно, лишняя конкуренция ему ни к чему. Не в этом ли причина шумихи, поднятой вокруг белорусского пенопласта?

Владимир ЯКОВЛЕВ, "СБ".



Доступные витамины

В "СБ" за 2 марта была опубликована статья Лилии Хлыстун "Острая витаминная достаточность". Речь в ней шла о парадоксальной ситуации на овощном рынке страны. Несмотря на хороший урожай картофеля, капусты, моркови, о котором сообщали осенние сводки Минсельхозпрода, цены на эту продукцию после Нового года выросли почти вдвое. В материале ставился вопрос: не является ли это предвестником дефицита плодоовощной продукции?

Вот что сообщил редакции заместитель министра торговли М.Свентицкий: бесперебойная торговля свежими овощами гарантирована до нового урожая. Сейчас их на плодоовощных комбинатах значительно больше, чем в прошлом году. Кроме того, в продаже постоянно есть квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры. В крупных универсамах и продмагах дополнительно открыты отделы по реализации картофеля, овощей и фруктов. А чтобы витаминная продукция не дорожала, в Минске и Могилеве, например, установлены предельные отпускные цены для плодоовощных комбинатов. В Бресте при формировании отпускных цен на плоды и овощи рентабельность ограничивается 5 процентами, а торговая надбавка снижена с 25 до 15 процентов. Так что купить витаминный товар по доступным ценам сегодня можно в любом уголке Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter