
Культурный досуг
За последние годы отношение к чтению у школьников изменилось. Раньше книги были одним из основных источников знаний и способом проведения досуга. Почему же сейчас вроде бы одно из самых простых и полезных занятий вызывает у многих ребят ярое отторжение?— Причин несколько, — объясняет семейный психолог Вера Прохорчик. — Соцсети, игры, видео дают быструю эмоциональную отдачу. А чтение требует усилий, внимания и времени. Это другой способ потребления информации — и он многим детям просто непривычен.
По словам специалиста, отказ от чтения может случиться из-за того, как родители к нему приучают. Одно дело — когда ребенок сам проявляет интерес к книге, совершенно другое — когда взрослые пытаются заставить. Такой подход результата не принесет. Кроме того, детям нередко предлагают не те произведения — слишком сложные, скучные или не по возрасту.
— Часто ребенок просто не находит «свою» книгу, — говорит психолог. — Или не видит, зачем читать, если дома этого никто не делает. Пример родителей — один из главных факторов. Если взрослые не читают, книжная культура в семье не формируется.
Чем раньше, тем лучше?
Многие взрослые хотят, чтобы ребенок пришел в школу уже читающим. Но, по словам педагогов, это не всегда плюс.— Большинство первоклассников уже знают буквы, а 40 % — читают по слогам, — делится наблюдениями учитель начальных классов минской школы № 210 Ольга Бруй. — Но часто это механическое чтение: без понимания смысла.
— В первый класс идут разные дети — кто-то читает бегло, кто-то по слогам, а кто-то только выучил буквы. Учитель будет больше заниматься с тем, кто не читает. Но тот, кто уже умеет, рискует заскучать, — подключается к беседе коллега Ольги, учитель белорусского языка и литературы Ирина Никитина, проработавшая в школе 39 лет, девять из них — в начальной.
По мнению педагога, лучше, чтобы ребенок шел в первый класс, умея сливать слоги, — тогда он будет вовлечен в процесс вместе со всеми.
— Однако довольно много родителей и вовсе пускают развитие своего чада на самотек, считают, что в школе всему научат с нуля. Конечно, чтение — базовый навык, который ребенок освоит с педагогами. Но важно понимать, что нагрузка в таком случае будет довольно большая, — подчеркивает Ольга Бруй.
С белорусским на «ты»
Большому количеству детей непросто дается белорусский язык и литература. Ирина Никитина объясняет это так:— Если в семье «мова» не звучит, как ребенок должен начать понимать ее в школе? Хорошо, если есть бабушка или родственники на селе, которые хоть немного разговаривают по-белорусски. Но чаще всего — нет. Поэтому сегодня учитель начальной школы должен плотно работать и с родителями, чтобы те помогли облегчить своему сыну или дочке изучение нового для них языка.
— Реальность такова, что в первом классе столичные дети легче и быстрее называют аналог слова на английском, чем на белорусском. Хотя есть семьи, в которых родители целенаправленно прививают любовь к белорусскому языку, — это похвально, — отмечает Ольга Бруй.
Преподаватели признают: проблема еще и в том, что белорусский язык почти не окружает ребенка за пределами школьного кабинета.
— Иногда едешь по городу и видишь билборды с белорусскими словами — «журавіны, кавун, каханне»… Но этого слишком мало. Язык должен звучать. Ребенок впитывает все как губка, и если с самого начала подойти к делу правильно, дальше пойдет легче. Нужно в дошкольном возрасте читать сказки, как на русском, так и на белорусском.
Если учитель и родители объединяются вокруг книг, то и ребенок будет читать, уверена Ирина Никитина:
— Я всегда говорю: сядьте, почитайте. Остановитесь на самом интересном моменте — пусть малыш сам захочет узнать, что дальше. Это работает. За всю мою практику 70 % детей в классе — читающие. Это результат совместной работы.
По мнению преподавателя, важно заинтересовать детей, найти креативный подход, который их увлечет. Ребята из классов Ирины Ивановны, например, сами снимают буктрейлеры к понравившимся произведениям, разыгрывают сценические постановки.
— И это инициатива детей, не моя! Да, колоссальный труд: нужно прочитать, продумать сценарий, снять, смонтировать. Они работают в группах по 3—4 человека, подходят к делу творчески. Потом старшие показывают видео младшим — и те начинают интересоваться книгой.
На одном языке
Еще одна проблема, которую видит преподаватель, — мало современных книг на белорусском языке, которые бы откликались подросткам.— С детской литературой у нас все хорошо. А вот для подростков 11—15 лет книг на родном языке очень мало, — считает Ирина Никитина. — Это тот возраст, когда ребята ищут ответы: как строить отношения, как справляться с трудностями, как понять себя. Если литература на эти вопросы не отвечает, они идут в интернет.
Преподаватель вспоминает школьную конференцию, на которой обсуждали повесть Евгения Хвалея «Прынцэса з тусоўкі»:
— В книге поднимаются проблемы наркомании, алкоголизма, непростых отношений с родителями. Я долго не решалась дать ее детям — боялась, вдруг поймут не так. Но они восприняли правильно. Более того, попросили что-нибудь похожее. Это показывает, как важно, чтобы литература говорила с подростком на его языке.
Аудио и комиксы — действенные методики
По мнению экспертов, любовь к чтению начинается задолго до школы — практически с младенчества.
И здесь важно учитывать интересы ребенка. Даже если они неординарны.
— Например, динозавры, принцессы или фантастические монстры — отличный повод предложить качественные книги на эти темы. Важно, чтобы книга вызывала живой отклик. Не менее важен возраст. Для малышей 3—5 лет лучше выбирать короткие сказки с иллюстрациями, игровые стихи. Подойдут Маршак, Чуковский. В возрасте 6—8 лет дети уже готовы к историям с сюжетом. Здесь хорошо заходят книги Драгунского, Носова, особенно интересно читать «Волшебник Изумрудного города» Волкова. С 9 до 12 лет интерес смещается к фэнтези, приключениям, а еще — к нон-фикшну. Это может быть «Гарри Поттер», «Перси Джексон», энциклопедии о науке, природе, истории.
А вот с подростками следует работать иначе. Тут важно не навязывать. Лучше дать возможность выбирать самим, при этом можно мягко предлагать ту же классику в современной обработке.
— Например, графические романы по Достоевскому. Бывает, подросток от комикса по Достоевскому переходит к литературным произведениям автора.
Не вся мотивация хороша
Ошибочная родительская стратегия, когда за пару прочитанных страниц обещают выдать телефон для игр. В таком случае книга становится работой, и ребенок фокусируется на количестве, а не на содержании.— Книги воспринимаются как плата за гаджеты, а не как самостоятельная ценность. При этом возникает эффект привыкания, со временем требуется «повышение ставок», чтобы ребенок согласился читать. Альтернатива — договориться о времени для гаджетов после чтения (без жесткой привязки к страницам), использовать аудиокниги, обсуждать прочитанное, — советует Ольга Бруй.

yankovich@sb.by