Страница истории

Его 136-й день рождения отмечают миллионы. Отмечают по-разному. Он по-прежнему рядом. Его именем названы улицы, о нем снимают фильмы, пишут книги и статьи. Он возвышается, отлитый в металле, над площадями.
Кто-то убежден, что прошлое надо разрушить, переименовать улицы и снести памятники. Другие говорят, что историю нельзя перечеркнуть, как неправильно написанное слово. Спор о роли личности в истории продолжается, как нескончаемая череда дней. Кто же он, Ленин? Его родило время, бурное и жестокое, или он сам перекроил реальность по умозрительным лекалам коммунистической идеологии?
Революционное движение на рубеже ХIХ—ХХ веков пестрело красками интеллектуальных течений и колоритом личностей. И когда молодой Владимир Ульянов еще только пробовал себя в качестве трибуна в марксистских кружках, Георгий Плеханов уже был признанным теоретиком социализма.
Страна бурлила от жарких споров, митингов и стачек. Царизм воспринимался не иначе как оковы. Разорвать многовековую цепь стремились многие. Для Владимира Ульянова эта борьба носила не абстрактный характер социальных исканий, а вполне личностный и трагический характер. Арест брата за подготовку покушения на царя, полные отчаяния письма матери с просьбой о помиловании и непреклонная твердость брата, отказавшегося просить для себя снисхождения, а затем казнь — все это не могло не оставить следа в юношеском сознании того, кого через пару десятков лет назовут Великим. В детстве закладываются и моральные, и религиозные принципы. Бунтарские устремления, помноженные на аскетизм ученого и, как сейчас сказали бы, харизму лидера, — смесь взрывоопасная. Но в обычные времена она не детонирует и не ведет к глубинным потрясениям. Другое дело, когда государство рушится, как дом в эпицентре землетрясения. Здесь уже действуют совершенно иные силы.
Десятки терактов против царя и его приближенных. Революция 1905 года. Первая мировая война. Февральская революция. Ниспровержение Государя. Беспомощность Временного правительства, голод, дезертирство, безвластие. Именно в это время и оказалась востребованной партия Ленина. Он еще раньше говорил: “Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию”. Ленин разработал план воссоздания РСДРП, которая после I съезда в Минске в 1898 году была все еще раздробленной и недееспособной. Но уже к 1917-му она была многочисленной, централизованной и боевой. Была разработана и вся теоретическая база: о гегемонии пролетариата, вооруженном восстании, перерастании буржуазной революции в социалистическую и, наконец, о мировой революции. 
Уинстон Черчилль так писал об этом человеке: “Он непримиримый мститель, вырастающий из покоя холодного сострадания, здравомыслия, понимания реальной действительности. Его оружие — логика. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую, как человеческое общество. Он один мог вывести Россию из трясины. Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть”.
Но за это величие была заплачена невероятно огромная цена. И об этом тоже надо помнить...
Сегодня Беларусь, где в городах остались памятники Ленину и некоторые улицы сохранили прежние революционные названия, — страна уже абсолютно другая, чем была еще даже в конце прошлого века. Строятся церкви, Пасха является признанным государством праздником, звонят колокола, проходят венчания. И с политической точки зрения все иначе. 15 лет уже нет СССР, его пространство поделено на независимые государства. Но в то же время Беларусь проводит сильную социальную политику. Сохранены субботники и 7 ноября — государственный праздник.
Переосмысление истории — это не значит ее переписывание. Каждое поколение пишет свою историю. И ее можно писать без прошлых ошибок. Или, по крайней мере, к этому стремиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter