Василий Гурский: несмотря на сложности на внешнем контуре, приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь в прошлом году увеличился

«Страна сохранила свою привлекательность для инвесторов»

Утвержденная Всебелорусским народным собранием программа социально-экономического развития на 2021—2025 годы является достаточно амбициозной. Рост заложен относительно небольшой, но протекать пятилетка будет в непростых условиях. Пандемия спровоцировала острую фазу противоречий на глобальном уровне, от которых обычно больше всего страдают небольшие государства. О защите их интересов в прошлые годы звучало много деклараций, которые так и не трансформировались в конкретные действия. А сейчас об этом и говорить забыли. Другими словами, каждое государство будет выходить из кризиса за счет своей стратегии, компетенций, потенциала, внешнеэкономической политики. О перспективах белорусской экономики с точки зрения глобальной и региональной конкуренции за рынки и инвестиции «Р» рассказал директор Института экономики Национальной академии наук Василий Гурский.


О структуре экспорта

— Географическая структура белорусского экспорта по итогам 2020 года характеризуется следующим распределением долей: страны ЕАЭС занимают 48,2 процента, страны ЕС — 18,8 и остальные страны — 33 процента в общем объеме экспортных поставок страны. Министр иностранных дел Владимир Макей в своем докладе на Всебелорусском народном собрании высказал мысль о том, что «в современных реалиях целесообразно изменить формулу экспорта по принципу «треть — треть — треть» и сконцентрировать половину экспорта на первом векторе, рынках ЕАЭС и России, а уже оставшуюся половину разделить между ЕС и странами дальней дуги». Такой подход, на наш взгляд, вполне обоснован. В условиях турбулентности мировой экономики сохранение экономической безопасности становится первоочередной задачей. Обострение политико-экономических противоречий в мире, которые значительно усиливаются пандемией, нестабильность сырьевых рынков и нарушение цепочек поставок в сочетании с неопределенностью сроков и условий новых карантинных и продолжающихся санкционных мер может ускорить процесс локализации производств в среднесрочной перспективе. Для Беларуси оптимальная локализация — это общие рынки ЕАЭС. Наиболее тесные торговые связи сложились у нас с Российской Федерацией. В большинстве своем мы поставляем в Россию продукцию обрабатывающей промышленности, т.е. товары с высокой добавленной стоимостью. Кроме торговли, между Беларусью и Россией активно развиваются взаимные кооперационные связи.

Но и европейский рынок, несмотря на санкции и карантин, имеет для Беларуси важное значение, так как он самый емкий и близко расположен. В большинстве своем Беларусь экспортирует на европейский рынок товары сырьевой направленности. Основная проблема расширения присутствия на рынке ЕС состоит в жестком протекционизме со стороны европейских стран. Из стран дальней дуги наиболее перспективным с точки зрения наращивания товарооборота является Китай. В программе социально-экономического развития на 2021—2025 годы отмечается, что намечены меры по расширению внешне­экономического сотрудничества с КНР, Сингапуром и Турцией. Для этого планируется заключить с ними двусторонние соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций. Предполагается заключить с учетом национальных интересов соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Израилем, Египтом и Индией.

О гибкости и диверсификации

— Товарная номенклатура, качественные характеристики, технические параметры экспортируемой продукции в определенной степени могут влиять на гибкость действий национальных производителей на международных рынках. Однако возможность переориентации экспорта связана не столько с номенклатурой производимой продукции, сколько с внешнеторговой политикой страны и стратегией компании-экспортера. В современном мире все рынки жестко поделены. Практически по всем видам продукции идет жесточайшая конкуренция. Нас никто нигде не ждет с распростертыми объятиями. При этом основные конкурентные преимущества имеют те компании, которые получают государственную поддержку. Ведущие страны, продвигая интересы своих компаний на зарубежные рынки, зачастую используют не только налоговые льготы и субсидии, но даже неприкрытое политическое давление на правительства стран-реципиентов. Кроме того, возможность гибко действовать на международных рынках для белорусских экспортеров во многом зависит от специ­фики самих рынков, с учетом которой необходимо выстраивать соответствующую торговую и ценовую стратегию. Речь идет о выборе каналов сбыта, необходимости использования услуг местных представителей, целесообразности открытия филиала или создания совместного предприятия, возможности участия в государственных закупках. Эти условия уникальны для каждого отдельного географического региона и могут варьироваться от страны к стране.

Так, например, самостоятельный выход на розничные рынки южной Азии, Ближнего Востока и северной Африки по-прежнему сопряжен с высокими рисками, и при осуществлении экспортных поставок здесь целесообразно прибегнуть к услугам локального партнера, способного оказать содействие при прохождении бюрократических процедур. Особый подход у Сингапура, чьи ретейлеры могут назначать в странах-парт­нерах консолидаторов, которые организуют сборные отправки. Лучшим способом проникновения на рынки ряда государств дальнего зарубежья, таких как Япония, Южная Корея, Индонезия, ЮАР, Бразилия, Аргентина, является обеспечение физического присутствия в форме сбытовых филиалов и совместных предприятий. Здесь следует отметить, что количество посредников и, в принципе, их наличие в цепочке продаж связано с кросс-культурными различиями, отсутствием долгосрочных налаженных деловых отношений, отличающихся подходами к ведению бизнеса, в первую очередь к финансовой составляющей сделки.

В целом выход на зарубежный рынок — это вторжение на чужую территорию, поэтому тщательное изучение условий локальной конъюнктуры, специфики ведения бизнеса и потребительских предпочтений играет здесь ключевую роль. Такие исследования проводятся в Центре мировой экономики Института экономики НАН Беларуси: внимание уделяется выявлению особенностей ведения бизнеса в странах дальней дуги, перспективных ниш и административных барьеров определенного рынка, сопряженных с внешнеторговым сотрудничеством рисков. Это позволяет избежать негативных последствий от принятия экспортерами неверных деловых решений, связанных с недостаточностью и неполнотой информации, сформировать более конструктивный подход к выбору внешнеторгового партнера и, как следствие, повысить эффективность внешнеторговой деятельности белорусских предприятий в целом.

Об инвестициях

— В настоящее время нельзя констатировать, что в Беларуси серьезно сузились возможности привлечения внешних финансовых ресурсов в экономику. Страна по-прежнему остается весьма привлекательной для притока зарубежных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые являются ключевым каналом передачи в страну современных технологий, ноу-хау, передового опыта, методов управления.

Поступление прямых инвестиций в 2020 году не снизилось, а, наоборот, увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Так, приток ПИИ на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в 2020 году составил 1 414,8 миллиона долларов и вырос по сравнению с 2019 годом на 6,6 процента. И это несмотря на пандемию COVID-19 и сворачивание инвестиционной активности во всем мире! В реальный сектор экономики в 2020 году поступило 1 111,6 миллиона долларов ПИИ на чистой основе, что на 8,8 процента больше, чем за 2019 год. При этом за прошедший год отмечается рост притока ПИИ в ряде отраслей промышленности, включая высокотехнологичные виды деятельности.

В 2020 году в Беларусь вкладывали свой капитал прямые инвесторы из более чем 80 стран, среди которых немало развитых стран, обладающих передовыми технологиями. Это указывает на то, что Беларусь не зависит от узкого круга государств и проводит взвешенную инвестиционную политику, нацеленную на диверсификацию источников финансирования. За последний год значительно увеличились ПИИ в Беларусь со стороны главного союзника — России (на 16,6 процента к уровню 2019 года) и в целом стран — членов СНГ (на 14,3 процента). К Беларуси с каждым годом проявляют интерес новые государства. Все это свидетельствует о том, что страна смогла адаптироваться к быстро меняющимся внешним условиям, сохранить свою привлекательность для инвесторов и выйти на новые рынки. В настоящее время у Беларуси есть большой нереализованный потенциал привлечения инвестиций из Китая в рамках достигнутых ранее договоренностей, стран Ближнего Востока, партнеров по ЕАЭС и других.

Что касается технологий, то действительно в условиях обострения международных экономических отношений трансфер технологий существенно затрудняется, а значит, надо иметь свои разработки. При этом в одних секторах предстоит реализация стратегии лидерства на основе собственных разработок и инноваций, а в других необходимо активно заимствовать передовые зарубежные разработки. Даже Китай активно заимствует передовые технологии, экономя при этом ресурсы и время. Важнее то, как быстро мы можем осваивать новые технологии. Во многом это зависит от развитости нашей собственной науки и промышленного комплекса. По нашему мнению, в качестве перспективных направлений для быстрого и эффективного трансфера технологий в нашу страну следует рассматривать несколько аспектов. Во-первых, персональный контакт белорусских ученых с зарубежными разработчиками на международных научных и научно-практических конференциях и семинарах, на выставках и так далее. Во-вторых, проведение совместных исследований с зарубежными учеными и научными группами. В-третьих, совместные предприятия. В-четвертых, приобретение патентов и лицензий. Все эти моменты учтены в программе социально-экономического развития на 2021—2025 годы.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter