Страна диалога цивилизаций

Завтра Турция празднует свой Национальный День
Завтра Турция празднует свой Национальный День

За чашкой чая в резиденции Чрезвычайного и Полномочного Посла Турецкой Республики в Беларуси Бирнур Фертеклигиль я недолго перебирала в уме определения для Турции — ближневосточная, средиземноморская, балканская. Нет, все–таки больше европейская — пусть в дизайне посольской резиденции присутствовали элементы самобытного турецкого стиля, но в остальном — в дипломатических приоритетах и в беседе — сквозила Европа. На мои вопросы о пути Турции в ЕС, отношениях с Беларусью и отвечала турецкий дипломат.

— Госпожа посол, Турция как раз накануне Национального Дня добилась крупного дипломатического успеха, открыв переговоры о вступлении в Евросоюз. Можно ли сказать, что ваша страна вступила в новую эру, в новый этап развития?

— Бесспорно, так сказать можно, но дипломатический успех 3 октября, когда на переговорах с ЕС страны–члены приняли решение предоставить Турции вместо статуса страны–кандидата статус страны, ведущей переговоры, было бы неправильным соотносить только с данным днем. Потому что это — результат тщательнейшей работы на протяжении 42 лет. Отношения Турции с Европейским союзом начались еще в 1963 году, а для выполнения Копенгагенских критериев, которые были определены ЕС еще в 1993 году, в стране были приняты огромные пакеты реформ, Конституция, законодательство, экономика страны претерпели сильнейшие изменения. Новый этап, который, как мы ожидаем, будет долгим и полным трудностей, также потребует от нас напряженных усилий, ведь конечная цель Турции — полное членство в ЕС.

— Каких конкретных результатов Анкара ожидает от вступления в ЕС?

— Турция еще со времен образования республики Мустафой Кемалем Ататюрком в 1923 году стремилась осуществить реформы, которые помогли бы стать стране более современной. И теперь основная цель нашего членства в ЕС — жить вместе с европейскими странами, разделять совместные, европейские, ценности в вопросах демократии, основных свобод, правового государства и надлежащего государственного управления. Европа — первый и самый важный партнер Анкары как в политической, так и в экономической, и торговой сферах. В данном случае хотелось бы подчеркнуть, что Турция является единственной страной, которая, не будучи членом Евросоюза, имеет с ЕС Таможенный союз. Еще одна важная причина, по которой мы стремимся в ЕС, это та большая роль, которую могло бы сыграть в диалоге между цивилизациями наше светское государство, в котором большинство населения является мусульманами. Путем интеграции с европейскими странами, в которых большая часть населения является христианами, мы вносим свой вклад в настоящий диалог культур. Вступление в ЕС — для нас очень масштабный проект, на выполнение которого мы настроены решительно, а также и вызов, что, думаю, справедливо и для Европейского союза.

— Не могу не задать вопрос, который волнует многих, кто внимательно наблюдал за острыми перипетиями взаимоотношений Турции и ЕС. Насколько сильна в вашей стране оппозиция европейской интеграции? Есть ли опасность радикализации той части общества, которая исповедует традиционные исламские ценности?

— Как и в любой демократической стране, в Турции есть разные мнения по различным вопросам, и мы этому только рады. Однако группа населения, оппозиционная вступлению в ЕС, не сильна. Думаю, лучший пример — результаты прошлогоднего опроса, когда около 70 процентов населения высказалось за интеграцию с ЕС. Вы знаете, этому даже поразились представители стран Евросоюза, так как в их собственных государствах такой поддержки нет. Что же касается опасности радикализации, то, конечно, нельзя отрицать существование в обществе групп, которые поддерживают традиционные исламские ценности. Однако наше светское государство, действующая Конституция, законодательство и существование свободы мысли, а также наши традиции, сложившиеся за долгую историю, всегда препятствовали ранее и не позволяют сейчас набирать силу таким группам.

— Как бы вы охарактеризовали развитие белорусско–турецких отношений? Какие главные точки сближения между Минском и Анкарой?

— Отношения между Турцией и Беларусью всегда были дружескими. Турция — первая страна, которая признала суверенитет Беларуси и открыла здесь посольство. Главная особенность турецко–белорусских отношений — отсутствие каких бы то ни было политических проблем, контакты, в которых главенствует принцип прагматизма, развиваются почти во всех областях. Точки сближения? Они очевидны, ведь между Турцией и Беларусью, в широком смысле странами Черноморского бассейна, можно провести много параллелей, обе страны — транзитные, через них проходят важные энергетические, теле– и транспортные коммуникации. Обе — важные точки в соединении Востока и Запада. На сегодняшний день наши государства тесно связаны торгово–экономическими, туристическими отношениями, а народы, я уверена, чувствуют друг к другу близость и взаимный интерес.

— И конкретный вопрос — об экономических программах, контактах, проектах. Какие из них активно развиваются сейчас?

— Немного цифр: за январь — июнь этого года объем внешней торговли составил 52 миллиона долларов, что на 22 миллиона больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Надеюсь, что к концу года объем двусторонней торговли превысит 100 миллионов долларов. Меня эта тенденция очень радует, хотя и не отражает имеющийся потенциал. Я, как посол, должна думать; работаю над тем, как эту тенденцию улучшить. Очень хорошо развито наше сотрудничество и в сфере туризма: в этом году Турцию посетило на 30 процентов больше белорусов, чем в прошлом. Мы готовы внести свой вклад в развитие инфраструктуры туризма Беларуси. В ближайшее время планируется проведение первого заседания Смешанной межправительственной комиссии по туризму. На самом деле Турция уже внесла свой вклад в развитие туристической инфраструктуры Беларуси. Вам известно, турецкая компания реконструировала четырехзвездочный отель «Минск», наши бизнесмены строят первую в Беларуси пятизвездочную гостиницу «Свислочь». Развлекательный комплекс «Журавинка» — тоже турецкие инвестиции. С другой стороны, активно развивается сотрудничество между министерствами внутренних дел наших стран: мы придаем большое значение развитию наших отношений в области борьбы с организованной преступностью, с международным терроризмом и торговлей людьми. Турция продолжает оказывать поддержку Беларуси в получении статуса наблюдателя в организации Черноморского экономического сотрудничества. Мы надеемся на получение положительного результата по этому вопросу в ближайшем будущем. Меня очень радуют наши отношения в области культуры — турецкий язык и литература изучаются в четырех вузах Беларуси, гастрольными визитами обмениваются люди искусства. Мы каждый день получаем запросы культурного, экономического характера от граждан как Турции, так и Беларуси и стараемся по возможности их все рассмотреть.

— А каковы ваши впечатления о нашей стране и людях?

— Вы знаете, я уже 27 лет работаю в системе МИДа, но в Беларусь в декабре 2004 года я приехала с особым волнением, так как в славянский регион я попала впервые и с желанием много узнать. И с тех пор мне всегда оказывают гостеприимный прием. Между вашими и нашими людьми вообще очень много общего: и в Турции, и в Беларуси люди гостеприимные, открытые, искренние. Разве что у турок темперамент более горячий — все–таки Средиземноморский регион, — улыбается Бирнур Фертеклигиль и продолжает: — Я люблю гулять по Минску и меня все впечатляет — парки, архитектура. У вас очень ухоженная столица, и поэтому должна признаться, я поощряю сотрудничество между мэриями Минска и Анкары. Я прилагаю усилия для развития дальнейших отношений между нашими странами и народами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter