Страна чудес

Письма из Харбина
Православная церковь Св. Софии — символ Харбина. На всех открытках и плакатах, рассказывающих об этом городе, непременно красуется церковь с маковками куполов — единственная уцелевшая. Как я рассказывала неделю назад, Харбин был построен в основном русскими инженерами и архитекторами — отсюда узнаваемость облика для каждого, кто жил на территории бывшего Советского Союза. Приезжаешь сюда — и чувствуешь себя как дома. Да и китайцы здесь немного не такие, как в других регионах Поднебесной, — больше на нас похожи. Не лицом, конечно, а характером.

В церковь Св. Софии я отправилась с коллегами из Украины, Малайзии и Сингапура. И если нам с украинкой все было понятно, то азиатам пришлось объяснять — и про иконостас, и про росписи на стенах, и про алтарь, в который женщинам заходить не положено. Снаружи церковь отреставрировали, но внутри она выглядит немного тоскливо — облупленные стены, на которых кое–где сохранились орнаментальные росписи. Ничего из внутреннего православного убранства не сохранилось. Сегодня здесь расположена художественная галерея, но на самом деле это выставка фотографий начала прошлого века, рассказывающая об истории Харбина. Хорошо, что есть хоть это.

В начале XX века в городе было множество церквей, но выжила только Св. София — не самая крупная и, по свидетельствам очевидцев, даже не самая красивая. Самую большую православную церковь Св. Николая разгромили в 1966 году хунвэйбины — красногвардейцы, самозабвенно уничтожавшие «старую и чуждую» культуру. С учетом того, что в те годы отношения СССР и КНР были хуже некуда, — удивительно то, что выжила хотя бы София.

«Русскость» Харбина не только в церквах и архитектуре, но еще в... шоколаде и водке. В городе — огромное количество магазинов с «русскими товарами», как это здесь называется. Торгуют продуктами, по которым мы традиционно скучаем. Я, например, накупила шоколада — в Пекине и выбора нет, да и цены «кусаются». А в Харбине все время вспоминала телевизионную рекламу одного шоколада с главным слоганом: «За границей такого шоколада нет!» Не верьте: навалом. И стоит совсем недорого (по нашим понятиям, разумеется) — не больше 2 долларов.

Водку продают всякую: есть и известный украинский брэнд, который здесь считается, само собой, русским. Среди покупателей — не только туристы из России, но и местные китайцы. Хотя они покупают в основном шоколад, шпроты и икру, водка оставляет их равнодушными: не пахнет да и на вкус горьковатая. У китайцев в питие вкусы совсем иные, но это — другая история.

А еще Харбин знаменит горнолыжными курортами. Самый, пожалуй, знаменитый — Ябули, сюда приезжают тысячи туристов из Владивостока, Хабаровска и других российских приграничных городов. Есть, конечно, и другие — не такие знаменитые, но тоже с отличной инфраструктурой. Нас, журналистов, отвезли на один такой курорт — чтобы мы покатались с горы.

Признаюсь честно: на лыжах я последний раз стояла в школе. Не буду говорить, как давно это было, но смею заверить: навыки утрачены. Ну а коллеги из Малайзии или Сингапура, сами понимаете, первый раз в жизни снег увидели, а о существовании лыж знали только теоретически. Хозяева это предусмотрели: мало того, что нам была выдана полная экипировка, так к каждому еще и инструктора приставили.

Тем не менее мое (как и многих других) катание с горы выглядело комично. Сейчас расскажу — повеселитесь. Моя девочка–инструктор становилась спиной к склону, сгибалась практически пополам — смотрела себе между (пардон!) ног, чтобы, съезжая, мы ни на кого не наехали. Меня она ставила лицом к себе и склону, наклонившись, бралась руками за концы моих лыж и таким образом свозила с горы. Представили? Зрелище не для слабонервных любителей горных и беговых лыж, коих в Беларуси, знаю, немало (у меня друзья зимой не вылезают из Логойска, Силичей и прочих Австрий). Когда я рассказала о таком удивительном способе спуска с горы мужу, он не поверил: говорит, лыжи назад не едут, а значит, моя инструктор не могла съезжать с горы спиной вперед да еще и меня тащить.

Когда после нескольких таких спусков мне стало безумно стыдно и я захотела отблагодарить инструктора хотя бы материально, она просто оскорбилась. Денег категорически не взяла, сказав: «Если вы рады, я — счастлива». Между прочим, работает она на этом курорте 4 месяца в году, получает 400 юаней в месяц (50 долларов) плюс бесплатное проживание (10 человек в комнате) и трехразовое питание. Я давно не видела людей с таким здоровым цветом лица.

Так что муж мой, утверждающий, что лыжи назад не едут, неправ: в Китае нет ничего невозможного! Воистину — страна чудес.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter