Страна без периферии

Выступление Президента А.Г.Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов на тему «Возрождение малых городов и поселков — приоритетная задача социально–экономического развития страны»
Выступление Президента А.Г.Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов на тему «Возрождение малых городов и поселков — приоритетная задача социально–экономического развития страны»

Данный семинар очень важен не только с точки зрения учебы, но и с точки зрения постановки задач. Мы их здесь четко поставили и будем всю нашу административную машину направлять на реализацию.

На семинаре мы показали адреса передового опыта, где это посмотреть, в каком направлении надо действовать. Мои критерии, по которым я буду оценивать вашу работу, я тоже откровенно назвал.

Мы поработали достаточно плодотворно. Единственное замечание Администрации Президента: нельзя нарушать регулярность проведения подобных мероприятий. Тем для обсуждения предостаточно, вот таких же актуальных, как сегодня. И это может приобретать разные формы, но такой семинар — вместе собираться, учиться, обсуждать проблемы — это очень важно. Все руководители, управленческая элита нашей страны получили возможность обсуждать вопросы, которые касаются средств массовой информации, промышленности, сельского хозяйства и здравоохранения, других социальных областей. Это очень важно.

И еще тема, которую мы сегодня обсуждаем, важна потому, что в малых и средних городах проживает более 30 процентов населения страны. Там наши люди. И мы должны создавать нормальные условия для их жизни. Конечно, и в советские времена пытались решить эту проблему, но духа хватило только для постановки вопроса и создания каких–то образцов.

Это тоже очень важно, это хорошо. Но тогда кмплексного решения не было. И сегодня, как бы ни было сложно, мы вынуждены и должны решить эту задачу в целом. И мы можем ее решить. Мы подступились к решению проблем развития глубинки комплексно. И это является нашим новым государственным приоритетом. Сейчас перед нами стоит задача реанимировать малые и средние города, создать условия для их ускоренного развития. Нельзя допустить, чтобы отставание малых, средних городов привело к серьезному торможению экономического развития страны и угрозе социально–политической стабильности нашего государства. Для решения этой задачи принята Государственная комплексная программа. Она нелегко рождалась. Я от Премьер–министра и Правительства потребовал: сделайте просто, но понятно, доступно для всех. Если это малые города, то, во–первых, что это за малые города, перечень их. И что конкретно надо сделать в конкретном городе, в малом поселке. Вы в этом все принимали участие, и появилась такая огромная, но очень конкретная программа. Ее очень легко проконтролировать.

Мы подошли конкретно, определили 187 малых, средних городов и поселков, для развития которых необходима дополнительная государственная помощь. По каждому из них на местном уровне подготовили отдельные программы развития, которые легли в основу комплексной государственной программы.

Проработали и установили более льготные условия ведения малого бизнеса. 346 организациям предоставили налоговые преференции. В качестве базы для подъема экономики этих городов вычленили 195 важнейших инвестиционных проектов, подлежащих первоочередной реализации. Определили источники их финансирования. Общий объем финансирования мероприятий по программе составит почти 2 трлн. рублей, притом лишь четверть этой суммы — бюджетные средства. Остальное — собственные средства и кредиты банков.

Конкретные меры предусмотрены, задачи поставлены.

Надеюсь, что они будут решены. Если говорить откровенно, сегодня мы и итоги некоторые подводим. Так вот, выполнение на первом этапе задач, которые поставлены по программе, оказалось не таким, каким оно должно быть. Итоги особо не радуют.

Поясню почему.

Во–первых, как вы слышали, из 48 инвестиционных проектов, подлежащих реализации в 2007 году, по итогам девяти месяцев полностью завершено лишь шесть. Даже с учетом обещаний до конца года улучшить положение с вводом в строй части объектов 13 важнейших инвестиционных проектов не будут реализованы в срок.

Министерство промышленности и Гомельский облисполком до настоящего времени не смогли приступить к реализации одного из важнейших проектов — в городском поселке Сосновый Бор на Светлогорском заводе сельскохозяйственного машиностроения.

Белкоопсоюз и Брестский облисполком к концу года только лишь разработали бизнес–план проекта технического перевооружения хлебозавода Малоритского райпо. А его модернизацию следовало провести в этом году.

В программу в качестве важнейшего инвестиционного проекта с вводом в этом году включено производство по переработке и консервированию ягод и грибов в городском поселке Глуск. Фактически освоено только чуть больше третьей части от запланированного. Хотя там уже сегодня должны были получить новую работу 60 человек.

Как же так получается, что Государственную программу только утвердили, а сроки реализации проектов уже собираются перенести на очередные годы? Или, что еще хуже, от них вообще отказываются инвесторы. Это же свидетельство низкого качества бизнес–планирования, да и стиля работы тех, кто готовил такие предложения!

В связи с этим хочу предупредить в очередной раз. Невыполнение программы, переносы сроков реализации проектов — это же нарушение нашего законодательства и конкретно указа Главы государства со всеми вытекающими последствиями. Ответственность будет самая строгая!

Во–вторых, по итогам девяти месяцев не обеспечивается выполнение заданий программы.

Не выходим на параметры по промышленной продукции. Более того, меньше, чем в прошлом году, произвели потребительских товаров. Соответственно и не достигли запланированного уровня зарплаты в малых и средних городах.

В–третьих, даже предоставленная государственная поддержка не смогла кардинально улучшить финансовые результаты работы организаций, расположенных в малых и средних городах.

Средний уровень рентабельности реализованной продукции на этих предприятиях за январь — сентябрь 2007 года составил 8 процентов, что значительно ниже, чем в среднем по стране (больше 12 процентов). Причем промышленные предприятия с численностью работников до 100 человек сработали гораздо хуже — всего лишь около 4 процентов рентабельность.

Словом, складывается впечатление, что и у составителей, и у исполнителей программы вся энергия ушла на ее составление. А после того как приняли — затишье. Как говорят, «весь пар ушел в гудок».

Похоже, что нашим руководителям от мала до велика нужен дополнительный импульс. Но времени, как я уже сказал и доказал вам это, в том числе по макропричинам, времени на раскачку сегодня нет.

Поэтому, уважаемые участники семинара, вы — непосредственные исполнители программы. Еще раз говорю — на раскачку времени нет!

Нужно активно и очень значительно «добавлять», включать незадействованные резервы, о которых мы здесь только что говорили.

На недавнем совещании по проекту прогноза социально–экономического развития нашей страны на 2008 год была названа цифра темпа роста ВВП, на которую мы должны выйти в следующем году, — 111 процентов. Конечно, задача амбициозная, но решаемая. Тем более что 2008 год будет стартом в том подъеме экономики, который мы планируем осуществить до конца пятилетки. А вообще, мы называли цифру и в 120 процентов, если мы хотим выжить и более–менее нормально потом существовать.

Нам сейчас обязательно надо добавлять, когда есть рынки сбыта и спрос на нашу продукцию. Поэтому я хотел бы поручить сегодня Правительству и облисполкомам пересмотреть основные показатели нашего развития и внести соответствующие изменения в сторону повышения. Напряженными должны быть наши задания. Обязательно установленные задания должны быть максимально напряженными! Не дело, когда докладывают, что намеченные мероприятия Госпрограммы выполнены, причем более половины из них досрочно, но в то же время ощутимого экономического эффекта так и не наступило. Это еще хуже, чем не сделать. Это значит, что или отчитываются по формальным признакам, или сами мероприятия носят формальный характер. Я прошу вас, отбросьте этот формализм и возьмитесь за работу засучив рукава. Никакие приписки, никакой формализм здесь не пройдут.

В программе предусмотрено строительство 57 новых промышленных предприятий и производств, модернизация 80 действующих, реконструкция 56 объектов агрокомплекса и сферы услуг. На сегодня ясно, что этого крайне недостаточно. Причем действующее производство сегодня надо оптимизировать, с учетом сложившихся сырьевых зон, региональной специализации, возможных рынков сбыта, мы тоже об этом говорили.

Возрождение малых, средних городских поселений необходимо развернуть в масштабный общенациональный проект и относиться к нему именно так, как к важнейшему государственному приоритету со всей ответственностью. Для его реализации потребуются совместные усилия всех органов власти, всех нас, предпринимателей и населения.

Что конкретно предстоит сделать в ближайшее время? Первое. Мы не должны допустить ошибок и просчетов, которые, нужно честно признать, у нас были при старте программы возрождения села, когда мы показывали ОАО «Александрийское» и другие предприятия, куда вложено средств очень много, излишне много. Мы приостановили этот процесс, когда деревню (агрогородок) строят и деревню при этом пытаются заменить городом. Нам это абсолютно не нужно. Нельзя нарушить уклад деревни. Деревня должна остаться деревней. Не надо бояться — те хотят уехать, эти хотят уехать... Если они где–то трудоустроятся — пусть уезжают, миграции не избежать. Все равно на селе останется минимум работающих. Ведь вот Леонид Вячеславович (Л.В.Русак — министр сельского хозяйства и продовольствия) мне сказал, что на новых фермах остается меньше трети той численности, которая существует на старых. Если там было 60 человек, а то и под 100 «даглядалi», як у народзе кажуць, 800 голов коров, то сейчас на ферме, где сконцентрировано 800 голов, обходятся тридцатью работниками вместе с охранниками, а доярок всего 4 — 5. Поэтому надо создавать подсобные промыслы, если люди не уезжают.

Особое внимание следует обратить на проблемные города и поселки с высоким уровнем безработицы. К сожалению, таких более 70 процентов от общего количества поселений, включенных в Государственную программу. Я обращаюсь к губернаторам, председателям райисполкомов: до каких пор может зашкаливать безработица в городах и поселках Ганцевичи, Микашевичи, Иваново, Василевичи, Краснополье, Новолукомль, в Октябрьском? Там сложная ситуация с занятостью не меняется уже на протяжении ряда лет. Ну, в конце концов, есть же у вас какие–то амбиции и совесть? Ну надо продумать и «посадить» там какое–то предприятие или два–три, которые решат всю эту проблему с безработицей. Убыточные, неустойчиво работающие градообразующие организации создают угрозу для социальной стабильности не только в тех населенных пунктах, где они размещены, но и в прилегающих районах, для которых являются единственным источником дохода.

«Лежат» предприятия в городе Барань, поселках Болбасово (Витебская область), я там не единожды был, и до сих пор не решаются там проблемы так, как надо. Ильич и Копаткевичи (Гомельская), Порозово (Гродненская). Проблемы градообразующих организаций — это на вашей ответственности, Сергей Сергеевич (С.С.Сидорский — Председатель Совета Министров), и Правительства в целом. Далее откладывать решение этих проблем просто нельзя. Поэтому Правительству и облисполкомам в качестве первоочередной задачи до конца 2008 года надо принять все необходимые меры для обеспечения их стабильной работы.

В программе предусмотрена господдержка таких городов и расположенных там предприятий. Кроме того, там налоговая нагрузка для малого бизнеса уже снижена в два раза. Это вообще беспрецедентные льготы. Ни одно государство таких льгот не предлагает. В Европе только мечтать об этом могут. Просто надо привлекать людей больше сюда, чтобы они знали, что здесь происходит.

На этой основе во всех проблемных городских поселениях необходимо добиться качественного экономического роста, повышения финансовой устойчивости организаций, комплексного развития производственной и социальной инфраструктуры.

Предприятия должны быть модернизированы.

Бизнес–планы по предложенным инвестиционным проектам в малых и средних городах с участием местных властей следует пересмотреть более тщательно. Еще раз повторяю, первое — производство, потом жилье, социальная сфера, коммунальное хозяйство. Вытянем главное звено — обеспечим занятость, достойный уровень жизни населения этих городов.

Ведь самая острая социальная проблема — низкие доходы людей. Сегодня в малых городах уровень зарплаты составляет 83 процента от среднего по стране.

При средней заработной плате по стране в сентябре текущего года 710 тысяч рублей, в городском поселке Логишин Пинского и городе Давид–Городок Столинского районов Брестской области, городском поселке Стрешин Жлобинского и поселке Белица Рогачевского районов Гомельской области она была 300 — 400 тысяч. Такая же картина и в ряде поселков Гродненской области.

Ни Правительству, ни местной власти нельзя забывать, что в ближайшие годы нам надо значительно повысить уровень доходов населения. Если, допустим, у соседей будет зарплата тысяча долларов, нам никуда не деться от этого. Мы не должны отставать.

Важный инструмент экономического роста регионов — рациональное внутриреспубликанское размещение производительных сил.

Правительству следует расширять практику присоединения к устойчиво работающим промышленным предприятиям организаций, расположенных в малых населенных пунктах и имеющих неудовлетворительное финансовое состояние.

Если необходимо, то продумайте, как стимулировать эти процессы.

Однако такое размещение промышленности «по городам и весям» должно быть экономически обоснованным. При этом необходимо не допустить ухудшения экологической ситуации в стране.

Еще об одном. С огромным напряжением мы выискиваем средства на строительство новых и модернизацию действующих предприятий, чтобы нарастить производственный потенциал регионов, снизить там уровень безработицы. Однако в это же время из–за попустительства местных, отраслевых органов госуправления не снижается количество лжебанкротств предприятий. То есть с таким упорством создаем предприятия новые и в это же время почти столько же банкротим. Притом без всяких на это оснований. «А, можно? Ну давайте обанкротим». Как будто от этого легче жить станет. Не станет! Поэтому я хочу сказать, что это для меня тревожный сигнал и я предупреждаю руководителей регионов и министерств — навести порядок на местах. За это будете отвечать головой.

Комитету госконтроля, правоохранительным, судебным органам следует самым тщательным образом рассматривать каждое дело о ликвидации предприятий. Нельзя допустить, чтобы мы одной рукой строили новые заводы, а другой — закрывали действующие.

Второе. Нужно максимально включить в работу все имеющиеся потенциальные резервы. В полной мере задействовать механизм вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемое, неэффективно используемое государственное имущество. Сколько можно держаться за то, что мы не можем или не хотим использовать? Мы об этом уже говорили. Есть проблемы — давайте их немедленно решим. Это все зависит от нас. Что касается меня, я готов принять такие решения. Но сотни предприятий, объектов сегодня не задействованы.

То же касается и военных городков. Решение принято по 42 военным городкам. Но к настоящему времени переданы только 6 трансформаторных подстанций и одно здание гарнизонного Дома офицеров. И это в 42 военных городках, которые подлежат передаче!

Нужно разворачивать там производство, и образцы есть. Пример тому «Поставский мебельный центр», где работают 655 человек. Руководители — бывшие военные. Заработная плата выше, чем во всем районе!

Уважаемые товарищи!

Нам крайне необходимо опережающими темпами наращивать объемы инвестиций. Казалось бы, приняли правовые акты для повышения инвестиционной привлекательности малых и средних городов. Однако это особого эффекта не дало. Из общего объема капиталовложений, привлеченных в экономику регионов за девять месяцев этого года, иностранные инвестиции составляют 0,3 процента. Местной власти более активно надо работать в этом направлении. Как? Мы тоже об этом говорили.

Я готов рассмотреть предложения о более привлекательных, более льготных условиях для создания в регионах, малых и средних городских поселениях новых, современных производств. Причем такие льготные условия должны быть как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. Я попрошу и Премьер–министра, и Председателя Национального банка с этими предложениями не тянуть. Главный результат, по которому будем оценивать работу, это привлечение прямых иностранных инвестиций, долгосрочных вложений в бизнес на белорусской земле.

Ведь у нас есть много положительных примеров. Это — ввод в строй с привлечением немецкого капитала завода фруктовых напитков в городе Высокое Брестской области, открытие швейного производства в деревне Дивин Кобринского района, реализация в городе Березе инвестиционных соответствующих проектов, о которых здесь говорил председатель райисполкома. Это также организация в городе Несвиже Минской области производства инъекционных, инфузионных, диализных растворов и глазных капель с привлечением средств латвийских предприятий.

Возрождение малых, средних городов невозможно без участия отечественных предпринимателей, мелкого и среднего бизнеса. У нас по–прежнему подавляющая масса субъектов малого бизнеса сосредоточена в Минске.

Сегодня местной власти предоставлено право оказания государственной поддержки за счет местных бюджетов. И я уже сказал — если вы настаиваете на передаче вам налогов с этих предприятий, пожалуйста, мы примем соответствующее решение.

Местная власть должна стать организатором предпринимательства в своем городе. Это — ваша зона ответственности. И прежде всего надо видеть зону производства. Очень важно организовать работу структур, оказывающих на бесплатной основе услуги по бизнес–консультированию. Именно на местах следует создавать благоприятные условия для инициативных и предприимчивых людей. Самотеком этот процесс, как и все другие, идти не может. Местные органы власти просто обязаны предусмотреть эффективные организационные меры по развитию малого бизнеса. Учтите, что с будущего года не менее двух процентов доходов местных бюджетов нужно сформировать за счет налогов от работы новых производств, организованных на своей территории. Именно такое положение заложено в проекте бюджета на 2008 год.

Вопрос трудовой занятости в регионах надо решать в комплексе. Кроме развития промышленности, следует активнее вовлекать людей в сферу строительства, торговли, бытового обслуживания и туризма.

Я не буду на этом подробно останавливаться. Очень много есть примеров. Это Туров, Несвиж, Мир, Мстиславль, Заславль. Центры отдыха — Нарочь, Браслав, Лепель. Малые города должны стать центром оздоровления населения нашей страны. Вблизи многих из них выявлены и лечебные воды. Это Глубокое, Верхнедвинск, Россоны, Видзы. Но здесь важна инициатива местных властей. К примеру, по предложениям председателей одного из сельсоветов и Браславского райисполкома сегодня реально может быть возрожден курорт в городском поселке Видзы. Но мы разворачиваемся в этом направлении очень медленно. И об этом здесь также говорилось.

Поэтому Минспорта и туризма, Министерству информации, облисполкомам на более высоком качественном уровне необходимо рекламировать местные достопримечательности, помогать в разработке маршрутов сельского, краеведческого, экологического туризма.

Здесь сосредоточена значительная доля культурных объектов. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, более 100 малых городов сохранили ценные памятники архитектуры и градостроительства различных эпох, в том числе 42 города имеют памятники национального значения.

Но нельзя забывать, что все проекты должны быть окупаемыми!

Не могу не затронуть еще один важный вопрос — обеспечение квалифицированными кадрами предприятий и организаций, расположенных в глубинке.

В настоящее время возрастная и профессиональная структура населения малых и средних городов не соответствует современным требованиям. Как это делается, об этом тоже сегодня с этой трибуны говорили.

Самый, конечно, главный вопрос, кроме того, что и для души надо, и спорт развивать надо и прочее, — это вопрос жилья. Поэтому надо брать пример с программы возрождения села и надо в этих городах строить, строить, строить.

Надо навести порядок с дисциплиной, соблюдением нормативных (договорных) сроков строительства и качеством жилья.

Недавно по телевидению увидел, как Андрейченко (В.П.Андрейченко — председатель Витебского облисполкома) сдает дома. Люди говорят: новый дом, человек заселяется, ремонт сделал, а назавтра все поотваливалось. Разве это нормально? Давно надо было публично спросить с тех, кто это делал. Больше никому бы так не захотелось.

Ситуацию в этой части надо переломить!

И прежде всего ситуацию с заработной платой.

Главное сейчас — максимально активизировать энергию и инициативу населения малых городов и поселков.

Важную роль здесь призвана сыграть хорошо налаженная система идеологической работы.

Идеология белорусского государства позволяет видеть программу развития малых городов как часть целостной государственной политики по формированию благополучной и комфортной среды проживания людей.

Каждый человек должен понимать, что государство концентрирует на достижении этой цели огромные ресурсы. И это все может быть создано только самими людьми. Это двухсторонний процесс. С одной стороны — государство, с другой стороны — население.

У нас крайне слабо развита информационно–рекламная деятельность по пропаганде потенциала наших малых городов, да и отдельных регионов. А средств предостаточно: от газет, телевидения до Интернета.

Время настоятельно требует кардинального повышения качества управленческой деятельности, ее эффективности и реального авторитета у людей. Наша система управления должна квалифицированно обеспечить баланс интересов всех социальных слоев и регионов страны, их равномерное развитие.

Необходимо повсеместно, настойчиво внедрять деловой стиль, доступность и мобильность всех органов управления. А местных органов власти это касается в первую очередь. Социологические исследования об этом говорят.

Поэтому в настоящее время как никогда надо спрашивать с руководителей за порученный участок работы. Надо помнить, что за каждым проваленным делом стоят конкретные люди.

Именно персональная ответственность должна стать основным механизмом, который поможет бороться с негативом и успешно решать поставленные задачи.

При этом хочу предупредить, что жаловаться на Премьер–министра, на Правительство за жесткий спрос категорически запрещается. Я буду слушать вас по всем вопросам, но только не по вопросу жесткого спроса и доведения более высоких показателей. Надо сегодня осуществить прорыв. Есть момент и им нужно воспользоваться!

Завершая свое выступление, хочу сказать, что мы вышли на очень сложный и ответственный этап развития нашего молодого государства. Путь предстоит трудный. Но мы четко знаем, что на этом пути нам надо сделать. Очень важно для нынешнего пятилетия успешное решение двух взаимосвязанных масштабных задач — это возрождение села и малых городских поселений.

Их решение видится в конструктивном взаимодействии органов государственного управления различных уровней, сотрудничестве с людьми. Поэтому сегодня одинаково опасны как чиновничья волокита, так и равнодушие рядовых граждан.

Основная нагрузка по развитию малых городов и поселков все–таки ложится на председателей исполкомов. Хотя серьезные обязанности по разрешению этой проблемы возложены и на республиканские органы власти, и на Правительство.

Спрос за результаты деятельности будет, еще раз подчеркиваю, жесткий, жестокий, но объективный. Ничью инициативу мы не будем ущемлять, но и провалов в работе мы не простим. Их допустить нельзя.

Помните, что успешное возрождение малых и средних городских поселений — дело нашей чести.

Я вам желаю в этом успехов!

Аплодисменты.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Николай
Всё правильно.Добавить нечего. Надо выполнять то,что намечено.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?