Новости о пожаре, снежном буране, химической аварии или унесенных на льдине рыбаках мало беспокоят лишь до тех пор, пока они не коснулись вас самих. Дальше срабатывает инстинкт самосохранения, и каждый начинает мерить свою безопасность иными категориями: «что делать?», «откуда ждать помощи?», «справлюсь ли сам?», «когда ждать спасателей?»

Ответы на эти вопросы дает Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Этот механизм готов оперативно среагировать на любые аварии и катаклизмы природного и техногенного характера. На практике эффективность этой системы подтверждается едва ли не ежедневно. За аббревиатурой ГСЧС и ГО стоят обученные люди, высокие технологии и четкий порядок действий, позволяющий спасать жизни.
Завтра в Институте переподготовки и повышения квалификации МЧС пройдет республиканское совещание с руководящим составом облисполкомов, министерств, ведомств и концернов. Его участники заострят внимание на наиболее уязвимых местах гражданской защиты. Накануне совещания журналист «Р» задал вопросы Премьер-министру страны, начальнику Гражданской обороны Беларуси Андрею КОБЯКОВУ.

— Андрей Владимирович, как вы оцениваете состояние и уровень готовности системы защиты населения и территорий к решению задач при возникновении ЧС?
— Сегодня эта проблема значительно шире, чем функция отдельных организаций, сообществ людей и даже регионов. Она приобрела государственные масштабы, а в ряде случаев — мировые. Государство заботится о безопасности людей, решая целый комплекс экономических, научно-технических и организационных задач.
В стране создана система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединившая в себе организационные, кадровые, материальные и научные ресурсы, необходимые для успешного противостояния бедствиям. Изменилось ее материально-техническое и финансовое обеспечение. В результате работа по противодействию чрезвычайным ситуациям и по спасению людей стала частью государственной политики, приобрела общенациональную значимость.
Для координации работы в этой сфере ежегодно готовится доклад о состоянии дел по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в котором Правительство объективно оценивает вклад органов госуправления, а также определяет основные направления по улучшению работы на ближайшую перспективу.
— Все чаще слышны заявления экспертов то о глобальном потеплении, то о похолодании. Готовы ли мы к аномальным погодным проявлениям?
— Изменение климата, действительно, несколько усложнило привычные вызовы и угрозы. В 2013 году мы столкнулись с, казалось бы, невозможным для нашего климата ураганом «Хавьер». Несмотря на это, ГСЧС сработала на должном уровне, что подтверждает правильность построения национальной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Но речь идет не только о событиях внутри страны. На протяжении ряда лет Беларусь помогала Греции и Турции тушить лесные пожары, наши спасатели устраняли последствия наводнения в Сербии, оказывали помощь пострадавшим после ливней населенным пунктам России. Два года назад Республиканский отряд спецназначения МЧС включен в реестр спасательных отрядов ООН и официально рекомендован для международного реагирования на чрезвычайные ситуации во всем мире.
А теперь вспомним засушливое лето 2014-го, когда риск возникновения лесных пожаров был крайне высок. Вопрос готовности к реагированию рассматривался на уровне Главы государства. В сложных условиях удалось не допустить массовых пожаров, все возникающие очаги ликвидировались оперативно. Вместе с тем считаю, что принимаемых мер по предупреждению природных пожаров недостаточно. В приграничье необходимо обеспечить взаимодействие заинтересованных служб белорусской стороны с аналогичными структурами соседей. Не менее важный момент — выполнение превентивных мероприятий технического характера: от вырубки просек до развития системы раннего обнаружения.
— В этом году Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС переехал в новое здание с высоким уровнем технической оснащенности. Какие возможности открываются теперь перед спасательным ведомством?
— Центр — это связующее звено между чрезвычайной ситуацией и силами ее ликвидации, главный координатор принимаемых решений. Специалисты центра напрямую взаимодействуют с аварийно-спасательными службами России, Латвии, Польши, Литвы и Украины. Кроме того, он выполняет функции национального контактного пункта связи по линии МАГАТЭ, ООН и других международных организаций. Ежедневно используются сведения авиационного и космического мониторинга. Например, апрельский пожар в чернобыльской зоне на украинской территории увидел и передал данные именно наш спутник.
Новый центр оснащен системой получения фото- и видеоинформации с места ЧС в режиме реального времени. Думаю, что следующий шаг — внедрение таких технических возможностей и в регионах страны.
— Как ведется работа по предупреждению пожаров в нашей стране? Какова динамика пожаров и гибели людей от них за последние годы?
— За последние 10 лет число чрезвычайных ситуаций в стране уменьшилось вдвое. Количество погибших за этот же период сократилось на 500 человек, а это почти 30 процентов со знаком минус. Но пока на пожарах гибнет даже один человек, система не идеальна. Мы продолжаем работу над устранением причин, основные из них — нетрезвые курильщики, высокая степень изношенности зданий, отсутствие экономических возможностей по поддержанию противопожарного состояния объектов, возросшая нагрузка на электросети. Это главные точки приложения сил.
— В последние годы наметилась положительная динамика снижения детской смертности от пожаров. Какие меры принимаются в стране, чтобы уберечь детей от этой беды?
— Да, количество погибших на пожарах детей снизилось втрое. Однако полностью решить проблему не удается. В этом году в стране уже погибло 8 детей. Главная причина трагедий — отсутствие контроля взрослых. Помимо административных и уголовных мер в отношении родителей, необходима разъяснительная работа. В том числе и среди детей. Что, кстати, и делается в среде молодежного движения пожарных спасателей. В прошлом году в Гомельском лицее МЧС открылся обучающий центр безопасности. В основу образовательного процесса положено виртуальное погружение малышей в среду, имитирующую ЧС. Такие проекты нужно поддерживать.
— Тенденция больших городов: высотное строительство и уплотнение существующей застройки. Все это приводит к перегруженности дворов, и тогда подъезд спецтехники в нужное время становится невозможным. Что делать?
— При пожаре в высотном здании должна использоваться габаритная техника. Однако ей трудно, а порой просто невозможно подойти к очагу возгорания. Поэтому важнейший фактор пожарной безопасности высотных зданий сегодня — наличие инженерных систем защиты, незадымляемых лестниц и т.д. И, конечно, обучение проживающих и работающих в них людей мерам пожарной безопасности. Они должны четко знать план эвакуации и уметь спасать себя при пожаре.
— Андрей Владимирович, каково состояние промышленной безопасности в стране?
— Оцениваю как эффективное. На государственных производствах, которые завершили модернизацию, внедрены системы безопасности мировых стандартов. Обученный персонал не допустит чрезвычайной ситуации либо сможет ее ликвидировать в первые минуты при помощи автоматических систем. Едва ли вы вспомните действительно крупные чрезвычайные ситуации на объектах нефтехимической, химической, горнодобывающей промышленности за последнее время.
— Вопрос безопасности Белорусской АЭС стал ключевым задолго до принятия решения о ее строительстве и остается таковым во всех действиях, связанных с ядерной энергетической программой страны. Как и кем контролируется строительство станции?
— Белорусская станция строится по российскому проекту с усовершенствованными реакторными установками последнего поколения. Характеристики этого проекта позволяют обеспечить максимальный уровень безопасности населения и окружающей среды в случае нештатной ситуации.
Поскольку наша страна проходит все стадии развития ядерной энергетики впервые в своей истории, белорусские специалисты тесно сотрудничают с МАГАТЭ, Ростехнадзором. Их представители приезжают к нам и оказывают консультативную поддержку для гарантирования высоких стандартов безопасности в ядерной сфере. В следующем году планируется работа у нас очередной миссии МАГАТЭ: они сделают комплексную оценку ядерной и радиационной безопасности. Этот вопрос для нашей страны имеет особую важность.
— Каждый день мы сталкиваемся с новыми угрозами и вызовами, о которых еще вчера не могли и подумать. Какие подходы к решению задач гражданской обороны нуждаются в изменениях?
— В стране сегодня используются две системы: одна ориентирована на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в обычной жизни. Вторая (гражданская оборона) — готовит нас к действиям в условиях военного времени. Но мировой опыт свидетельствует: все должно подчиняться единым принципам, сформировать которые — задача гражданской защиты. Объединение двух этих систем позволит перераспределить обязанности между министерствами, ведомствами и местными властями, исключит дублирование задач. А это в конечном итоге обеспечит устойчивое функционирование объектов экономики, создаст необходимые условия для безопасной жизнедеятельности людей при одновременной экономии бюджета и средств субъектов хозяйствования.
Вопросы задавал Василий МАТВЕЕВ