Деньги страховых фондов идут на покупку офисов и зарплаты директорам

Страховщики страх потеряли

Деньги страховых фондов идут на покупку офисов и зарплаты директорам

70 лет понадобилось бы среднестатистическому жителю нашей страны с зарплатой в 5 миллионов рублей, чтобы заработать столько же денег, сколько всего за одну услугу получил директор ООО «Страховка бай». 4,2 миллиарда эта компания заплатила за 3 года индивидуальному предпринимателю, являющемуся по совместительству директором, за... разработку товарного знака. Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон, человек, несомненно, бывалый, всякого повидал, но на вчерашней коллегии КГК удивления скрыть не смог. Он даже переспросил: не напутал ли докладчик с порядком суммы? Но начальник главного управления контроля внешнеэкономической и банковской деятельности КГК Валентин Потапович в цифрах уверен. Более того, у него есть еще немало любопытных фактов о деятельности страховщиков. Под пристальный взор государственных контролеров попали две крупнейшие государственные страховые организации — Белгосстрах и Белэксимгарант. Впрочем, отдельные негативные тенденции характерны для всех страховщиков. Они шикуют. На наши с вами деньги. Собирая добровольные или обязательные взносы и выплачивая из них только половину. А по некоторым видам страхования — и на порядок меньше. Зато, оказывается, деньги страховых фондов щедро идут на покупку офисов на тысячи квадратных метров, на зарплаты директорам страховых компаний, которые измеряются десятками миллионов рублей в месяц. А в среднем по отрасли — вдвое выше средней по стране!


Ладно бы! Но почему же тогда к страховой отрасли столько претензий, почему она, по сути, не развивается и вызывает волну критики как со стороны граждан (достаточно здесь вспомнить КАСКО), так и со стороны реального сектора экономики...


При этом, если взглянуть пристально, даже на фоне ближайших соседей — России и Украины — белорусский страховой рынок выглядит непрезентабельно. Вдумайтесь, 10 лет подряд его доля в валовом внутреннем продукте страны не поднимается выше 0,8 процента. В то время когда россияне и украинцы перешагнули планку в 2 процента. Что уж говорить о европейцах, у которых доля страховых услуг в ВВП варьируется от 7 до 12 процентов. Страховщики в оправдание ссылаются на низкие тарифы и регулярно выходят с предложением их увеличения по обязательным видам страхования, особенно «по автогражданке», где доля выплат довольно высока. Валентин Потапович в корне не согласен:


— Это социально значимый вид страхования. Автомобиль уже давно перестал быть роскошью и является необходимым средством передвижения. Кроме того, расчеты показали, что по страхованию гражданской ответственности автовладельцев в распоряжении страховщиков остается около 40 процентов взносов. А премии и комиссионное вознаграждение агентам составляет 12 — 13 процентов от собранных взносов.


С этими премиями вообще все очень загадочно. В минувшем году посредники заработали у страховщиков более 100 миллиардов рублей. Суммы вознаграждений выросли за 2 года в 4,5 раза! Причем щедрость поражает воображение. Например, Белгосстрах и Белэксимгарант с ноября 2011 года заключали договоры страхования ответственности за неисполнение обязательств эмитентов облигаций не сами, а через посредника — брокера, которому сообща за услуги перечислили в общей сложности около 9 миллиардов рублей. Замечу, в штате посредника — всего 9 сотрудников. И ладно, если бы случай был единичный, а то ведь количество брокеров и страховых агентов растет как на дрожжах. Их нынче, по подсчетам КГК, — 250. Хотя в Минфине известно только о восьми. Во всяком случае, именно столько официально зарегистрировано. Почему множатся посредники? Так, считают контролеры, налогообложение проще, а ответственности — никакой. А щедрые комиссионные навели Александра Якобсона на мысль: не пора ли заняться этим финансовой милиции?


Есть логическое объяснение тому, почему порой так трудно получить страховые выплаты, отчего рассмотрение заявлений граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, растягивается на месяц–другой. Правила добровольного страхования в основном учитывают интересы страховщиков, а не страхователей. Вот в договорах и появляются непредусмотренные законодательством основания для отказа в возмещении вреда. Эксперты тоже — на окладе у страховщиков. В общем, страховой рынок заждался серьезных перемен. И Комитет госконтроля намерен их инициировать.


А теперь выскажу собственное мнение. Наши страховщики предпочитают «налегать» на обязательное страхование и не очень настойчивы в поиске базы для других форм и видов деятельности. Эта легкая дорога и приводит к значительным упущениям важного сегмента. Безынициативно работают страховщики — и это остро отражается на инвестиционном климате, негативно влияет на развитие бизнеса, а значит, тормозится движение всего экономического механизма. С вытекающими отсюда последствиями...


О вопиющих упущениях в работе страховщиков шла речь на недавнем совещании у Президента. В частности была затронута тема экспортного страхования. Премьер-министр Михаил Мясникович докладывал, что, по мнению Правительства, в этой сфере необходимо избавиться от монополии «Белэксимгаранта». Предлагается предоставить право такого страхования и тем компаниям, которые имеют долю государства в акционерном капитале 50 и более процентов. При этом не исключено создание еще одной страховой компании под эгидой Банка развития Беларуси, что будет содействовать экспорту продукции.


В общем, настало время для серьезного анализа положения дел в страховой отрасли и решительных действий.

 

Советская Белоруссия №107 (24244). Четверг, 13 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter