Страховка прозрачности

Президент подписал Указ «О некоторых вопросах приватизации республиканских унитарных предприятий»

Беларуси свойственен сдержанный подход к теме приватизации. Большинство значимых для экономики предприятий до сих пор в руках государства. Тому есть веские причины. Это сегодня заводы крепко стоят на ногах. А лет 10 — 15 назад все было иначе. Продажа проблемных активов больших выгод принести не могла. Найти в то время нового эффективного собственника с солидными деловыми намерениями было почти невозможно. Не было создано и надежных механизмов, страхующих реформу собственности от неконтролируемого и хаотичного ее течения.


Со временем благодаря господдержке заводы и фабрики окрепли. Их цена выросла многократно до нормальных рыночных величин. Мы вышли на оптимальные позиции для либерализации различных сфер экономики. Теперь потенциальные инвесторы смотрят на Беларусь как на солидного делового партнера. Который знает цену и себе, и своему имуществу. Другое время. Иной уровень развития. Солидная тональность диалога. За копейки здесь поживиться не удастся никому.


Предприятия, которые подпадают под действие Указа № 605, включены в план приватизации объектов республиканской собственности на 2008 — 2010 годы. Он утвержден Правительством несколько месяцев назад. Разумеется, это не значит, что в самом скором времени они окажутся в частных руках. Ориентировка на точечный характер приватизации остается в силе. Каждый проект рассматривается отдельно. И только в том случае, если потенциальный инвестор готов говорить о реальной рыночной цене. А указ формирует те самые страховочные механизмы, которые обеспечат устойчивость такой модели.


В чем их суть? Акции крепких предприятий не будут реализовываться за чеки «Имущество». Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить основополагающие принципы реформы собственности по–белорусски. Стоит эта собственность столько, сколько реально стоит. Государство должно получить живые деньги, которые сможет направить на развитие других социально значимых проектов. Но и это не все. На потенциального инвестора неизменно налагаются обязательства по техническому и технологическому обновлению производств, расширению рынков сбыта, внедрению современных систем управления, созданию рабочих мест, обеспечению социальных гарантий коллективам. А за чеки, увы, ни станков новых, ни современных ноу–хау не купишь. Тогда к чему затевать перемены? Чтобы размыть ответственность собственника в раздутом количестве акционеров? Этот урок мы уже прошли на примере «Мотовело», «Луча», некоторых других предприятий. К счастью, их можно пересчитать по пальцам. Государству такая приватизация ничего, кроме головной боли, не принесла. Трудовым коллективам — тем более.


Все это в равной степени можно отнести и к запрету на продажу акций за деньги на льготных условиях. Правда, здесь есть и еще один существенный нюанс. Дисконт между льготной и реальной ценой — большой соблазн. Для тех структур и их руководителей, в чьем ведении вопрос. Просто идеальная почва для злоупотреблений и коррупции. Нам она нужна? На этот вопрос отвечать, думаю, нужды нет. Здесь все очевидно.


И еще важный момент: преобразование госпредприятий в ОАО — это смена формы собственности, но еще не собственника. Пока акции остаются в руках государства, для субъектов хозяйствования, в сущности, ничего не меняется. Если они пользовались какими–то мерами господдержки, она для них сохраняется. По крайней мере, до тех пор, пока не найдется солидный инвестор, который захочет не просто купить завод или фабрику, но взять на себя все те обязательства, которые нынче лежат на плечах государства. А диалог с такими партнерами — уже дело Правительства. Оно разработало и утвердило упомянутый выше план, ему по нему и работать. Взвешенно, вдумчиво и, главное, открыто. Что, собственно, и обеспечивает Указ № 605.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter