Страхование без страха

Одной из составляющих финансовой системы страны является рынок страховых услуг. От уровня его развития во многом зависит состояние всего финансового рынка государства, да и экономики в целом. Не секрет, что по сравнению с соседями в нашей стране страхование пока развито слабо. В чем причины отставания и как его преодолеть? На эту тему мы говорим с заместителем председателя Постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Иваном МЫЧКО.

— Иван Николаевич, какова сегодня ситуация на рынке страховых услуг в Беларуси? 
— На 1 июля 2007 года страхованием у нас занимались 23 организации, в том числе четыре государственные. По данным Министерства финансов, за полугодие они собрали 308,9 миллиарда рублей взносов. Много это или мало? Если судить по показателям, характеризующим роль страхования в нашей экономике, то еще мало. Сумма страховой премии на человека у нас в два раза меньше, чем в Украине, и в шесть раз меньше, чем в России и Литве. В странах Западной Европы доля страховых взносов составляет примерно 10 процентов ВВП, в России — от 2 до 4 процентов. У нас лишь к 2011 году планируется достичь 1,5 процента.
Еще одна проблема заключается в том, что структура страховых взносов по-прежнему напоминает “перевернутую пирамиду” — доля добровольных видов страхования меньше обязательных. Отечественные компании пошли по легкому пути, сделав ставку на обязательное страхование. К тому же в развитых странах насчитывается около 200 видов добровольного страхования, у нас же в пять раз меньше.
— В чем же причины такого положения дел?
— Государственная политика в области страхования до сих пор не рассматривала этот вид деятельности как наиболее эффективную систему защиты экономики от возможных рисков, как фактор экономической стабильности и средство формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов. В результате у наших граждан сформировалась низкая страховая культура. Руководство предприятий и физические лица недооценивают возможностей страхования как механизма передачи своих рисков и убытков третьему лицу — страховщику. Многие просто не доверяют компаниям, считают страховые взносы пустой тратой денег и готовы покрывать убытки за счет иных источников — из собственного кармана, прибыли предприятия, различных выплат и пособий из госбюджета.
— Какие меры нужно предпринять, чтобы активизировать рынок страховых услуг? 
— Сейчас мы дорабатываем ко второму чтению поправки в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам страхования. Впоследствии это станет хорошей основой для разработки и принятия Кодекса о страховой деятельности. Думаю, что работу над ним начнет еще нынешний состав депутатского корпуса.
— В чем суть нового законопроекта?
— Как я уже говорил выше, первоочередное значение имеет развитие именно добровольных видов страхования и уровня сервиса клиентов. Разработка законопроекта связана с принятием указа Президента от 25 августа 2006 года “О страховой деятельности”. Новый проект закона предполагает корректировку 20 законодательных актов. В частности, изменения и дополнения будут внесены в Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс торгового мореплавания, Закон “О железнодорожном транспорте” и другие нормативно-правовые акты.
В Гражданском кодексе, например, предлагается в новой редакции изложить понятия “страхователь”, “страховщик”, “объект страхования”, “страховая сумма”, “страховой взнос”. Устраняются правовые пробелы, касающиеся уменьшения убытков от страхового случая. Устанавливается, что страховой полис, который подтверждает заключение договора страхования, должен быть подписан и страхователем, и страховщиком, а не только страховщиком, как это делается сейчас.
Поправки в Кодекс об административных нарушениях предусматривают ужесточение ответственности по ряду позиций страховой деятельности. Это касается, например, нарушений порядка использования страховых резервов и гарантийных фондов, незаконного отказа страховой организации от заключения договора обязательного страхования, нарушения организацией порядка осуществления страховых выплат, несоблюдения страховыми агентами порядка осуществления посреднической деятельности. 
Хочу еще раз подчеркнуть: главное, что сегодня необходимо сделать — возвратить доверие населения к страховым компаниям. В этом плане сами страховщики должны активизировать работу с людьми, активно разъяснять им смысл и выгоду страхования. 
— Доверие доверием, но если завтра с этой компанией что-нибудь случится, не останусь ли я у разбитого корыта?
— Опять же это вопрос законодательного регулирования. Каждая страховая компания тоже должна страховать свою деятельность. Чтобы люди были уверены, что их страховой полис будет защищен законом. И если вдруг компания потерпит банкротство, государство сумеет защитить ее клиентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter