Под информационный удар попала финансовая система: интернет пестрит «вбросами» то про девальвацию рубля, то про невероятную эмиссию

Страха — на рубль, правды — на копейку

Будет 3,5 рубля. Нет — 4 рубля. А может быть, и 5… Так и хочется спросить: «Кто больше?!» Публичные аналитики от финансов соревнуются на звание самого страшного прогноза курсу и национальной валюты, и финансовой системы страны в целом. И традиционно «кошмарят» рынок и обывателей угрозой включения печатного станка с последующими инфляцией, девальвацией и другими катаклизмами. В принципе, знакомым нам по прошлым временам. Но от не самого удачного опыта апокалипсические прогнозы не становятся более обоснованными. Хотя бы по причине кардинально иной монетарной политики, проводимой Нацбанком. Конечно, экономическая аналитика всегда несет на себе налет субъективной интерпретации фактов и персональных предположений. Впрочем, немалое количество экспертов базирует свои выводы на интересном конспирологическом предположении: мол, в руководстве страны существует всемогущее лобби денежной эмиссии. Они-то и нанесут удар по финансовой системе. Словом, все переводится в плоскость политики. Интереснее другое: все происходит случайно или намеренно? 

Специалисты, просто интересующиеся, да и большинство рядовых граждан уже знают: с середины 2010-х Нацбанк проводит взвешенную монетарную политику. Ее подробности десятки раз озвучивались в СМИ. В независимых, кстати, в том числе. Об изменении стратегии Национальный банк не объявлял. Более того, его политика получила одобрение на всех уровнях власти. А сохранение финансовой стабильности записано как один из приоритетов во всех системных документах. Конечно, прошлый год оказался крайне неординарным. Но по большинству показателей Нацбанк ситуацию удержал в пределах прогнозов. Хотя, например, курс национальной валюты пришлось корректировать исходя из ситуации в начале года. Не без этого. Но какая страна работала по плану в прошлом году? Некоторые государства вообще находятся на грани дефолта. Например, та же Турция. Поэтому Беларусь еще легко отделалась. 

Не будем лукавить, в руководстве экономического и финансового блока есть в той или иной степени приверженцы кейнсианства в форме в той или иной степени активного эмиссионного кредитования экономики. Но плюрализм мнений существовал и сейчас присутствует в экономическом руководстве. Другой вопрос, что не надо обвинять реальный сектор, прежде всего промышленность, в стремлении получить кредиты любой ценой. Несомненно, ряду стратегических производств необходима определенная поддержка. И соответствующие решения принимаются. Но опять же исходя из тезиса сохранения макроэкономической стабильности. 

Кстати, если говорить о промышленниках (а либеральные эксперты любят по ним пройтись по поводу и без), то они сегодня не являются драйвером девальвации. Наоборот, скорее ее противниками. Да, в 2000-х позиция директорского корпуса была несколько иной. Но тогда ситуация-то была совершенно другой. Кредитный портфель в значительной своей массе номинировался в национальной валюте. А большинство крупных производств у нас — экспортно ориентированные. Естественно, что ослабление рубля улучшало их бухгалтерию. Сейчас у большинства компаний значительная доля задолженности в валюте. Соответственно девальвация увеличивает долг и расходы на его обслуживание, формирует отрицательные курсовые разницы. Именно из-за них в прошлом году у наших производителей появились убытки. И наши руководители компаний не самоубийцы, чтобы мечтать о смене финансовой политики. По крайней мере, в части ее стабильности. Это же подтверждают и опросы Нацбанком реального сектора. Коллективное мнение склоняется, скорее, к стабильности курса. 

Другой вопрос, что ведутся дискуссии о стоимости кредитных ресурсов. Что греха таить: ставки по кредитам весьма существенно опережали темпы инфляции. Но тренд шел на сближение этих показателей. Финансисты, по большому счету, признавали эту проблему, но указывали: необходимо время, чтобы стабильность стала нормой и все процессы под нее подстроились. И надо отметить, что кредиты в национальной валюте до пандемии дешевели. Конечно, пандемия смешала многие карты. И не только в нашей стране. Однако выстроенная Нацбанком система за последнюю пятилетку выстояла в условиях турбулентности. Определенные колебания на финансовом рынке присутствовали, но они являлись не столь драматичными и катастрофичными. И говорить о долларе по 3, 4, 5 рублей?.. Можно и пофантазировать. Не исключено, что какие-то банки отрабатывают и такие варианты. Есть такая забава — стресс-тесты, когда оцениваются устойчивость и возможные действия финансовых институтов во время катастрофических событий. Этакие штабные учения. Не исключаю, что такие документы и попадают в прессу, а потом становятся предметом обсуждения. Хотя, по большому счету, обыгрывать разные, самые жесткие события — вполне нормальная практика. Ничего в этом панического нет. Если военные и МЧС проводят учения по радиационной безопасности, это же не значит, что завтра начнется ядерная война.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter