Каждая третья женщина в мире подвергалась насилию со стороны партнера

Страх не рифмуется с любовью

Но есть у проблемы еще одна неприятная сторона: нередко сексуальное насилие становится причиной заражения опасными заболеваниями, в том числе ВИЧ
Статистика ВОЗ впечатляет: 30% женщин когда–либо становились жертвами физического или сексуального насилия со стороны своих партнеров. Другая цифра и вовсе шокирует: около 40% всех убийств женщин — дело рук их возлюбленных. Но есть у проблемы еще одна неприятная сторона: нередко сексуальное насилие становится причиной заражения опасными заболеваниями, в том числе ВИЧ. Координаторы компании «16 дней против гендерного насилия», которая проходит с 25 ноября по 10 декабря, озвучили пугающую тенденцию: каждый час в мире инфицируются 50 девушек...


Эксперты единодушны: сегодня важно работать не только с жертвами насилия, но и с самими их тиранами. Семейный психолог Роман Крючков, который пару лет назад участвовал в разработке национальной модели терапии агрессивных мужчин, рассказывает о любопытной новации: уже год у нас, оказывается, действует группа для мужчин, склонных к домашнему насилию. «Можно сколько угодно наказывать агрессора, — говорит Роман, — но куда важнее научить его конструктивному поведению». До западного опыта, когда на такие встречи со специалистами отправляют принудительно, нам, правда, еще далеко: учат владеть собой пока тех, кто сам осознал, что нуждается в помощи. Естественно, таких сознательных немного.

Ольга Туркина, координатор компании «16 дней против гендерного насилия» в Беларуси, уверена: женщины с ВИЧ особенно уязвимы перед домашними агрессорами. Ей то и дело приходится сталкиваться с абсурдной ситуацией: муж ВИЧ–положительной жене запрещает принимать необходимые ей лекарства по самым разным соображениям. Женщина напугана, поддается на манипуляции. Риск возрастает вдвойне, если она беременна. Одновременно с психологическим давлением возникает и рукоприкладство, женщина ведь на крючке и страшится, что муж раскроет ее статус. Пожаловаться или обратиться за помощью тоже боязно — опять–таки чтобы тайное не стало явным... Пищу для серьезных размышлений дает и независимый эксперт по гендерным вопросам Ребекка Перкинс, которая поделилась результатами самого масштабного опроса женщин, живущих с ВИЧ. В 2014 — 2015 годах специалисты опросили 945 респондентов в возрасте от 15 до 72 лет из 94 стран. Из Восточной Европы и Центральной Азии в поле зрения исследователей попали 99 человек. Спрашивали в том числе о насилии, хотя этот вопрос был необязательным, поэтому и ответить на него решились лишь 482 женщины. Результат впечатлил: 9 из 10 честно признались, что хоть раз подвергались насилию психологическому. В смысле: серьезным оскорблениям. И представьте себе, в нашем регионе две из трех ВИЧ–инфицированных, ответивших на острые вопросы, признали, что с грубостью и хамством сталкивались еще и в медучреждениях, куда пришли за помощью...

Ситуация усложняется тем, что законодательства о домашнем насилии у нас нет. Но приструнить агрессивных мужей или жен с 2014 года все же можно. Старший инспектор Московского района Минска Александр Авижич объясняет, что речь идет об административной ответственности:

— Если нарушения были неоднократно в течение года, в том числе оскорбления и причинение морального вреда, то мы ставим на профилактический учет. К тому же в части 2 статьи 9.1 административного кодекса предусмотрена ответственность за «умышленное причинение физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника либо члена семьи».



Но здесь имеется один пробел. У нас нет ранней профилактики, то есть милиция может вмешаться, только когда насилие уже совершено. А как его упредить? Хотя, с другой стороны, в судах пусть нечасто, но уже рассматривают случаи и психологического насилия, последствия которого могут подтвердить, скажем, опытные психологи или терапевты. Заработала и еще одна новая мера, поясняют в милиции, когда агрессора принудительно отселяют с предоставлением другого помещения на время действия защитного предписания. Вот только проблемы такие временные меры, увы, не решают.

Тем временем давно и много идет споров вокруг одного законодательного аспекта: у нас предусмотрена уголовная ответственность для тех, кто знал о своем ВИЧ–положительном статусе и поставил в опасное положение партнера, заразив его. Выходит, анализирует ситуацию юрист Центра по продвижению прав женщин «Ее права» Лилия Волина, нарушают закон и те, кто живет в законном или так называемом гражданском браке? В итоге получаем еще одну причину, почему женщины боятся говорить о своем статусе. Может, и вовсе стоит исключить статью 157 из Уголовного кодекса? Нет, отменять ее не нужно, а вот дополнить не помешало бы, считает Елена Смирнова, программный менеджер РОО «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО»:

— ВИЧ–позитивная женщина, которая встала на учет и получает медицинскую помощь, действительно не должна подпадать под статью закона. Я работаю с женщинами, оказывающими сексуальные услуги. Они зачастую знают о своих правах, но не хотят обращаться за помощью. Многие из них еще и содержат мужчин–агрессоров, вместе с ними употребляют алкоголь и наркотики. Это их выбор рискового образа жизни, они попали в круг, из которого практически невозможно выбраться. И мы оказываем услуги анонимно, чтобы они по максимуму предприняли все меры предосторожности и избежали заражения. А если они уже ВИЧ–положительные — прожили как можно дольше без последствий для окружающих.

Компетентно

Ольга Горбунова, руководитель кризисного центра для женщин и детей ОО «Радислава», говорит, что их основная миссия — прямая помощь пострадавшим от домашнего насилия, то есть обычным людям, которые могут просто не дожить до изменения законов:

— По стране ежемесячно фиксируется примерно 20.000 обращений в милицию, связанных с домашним насилием. В год набегает более 200.000, преимущественно речь идет о насилии со стороны мужчин. Но до административных дел доходит примерно четверть — около 50.000, и здесь уже пропорция мужчин и женщин — примерно 50 на 50. В том числе потому, что женщины годами терпят, а потом в один момент расправляются с обидчиком. Что же касается сексуального насилия, то чаще всего женщины стараются не обращаться никуда, не веря, что преступник будет наказан. Или не желая вспоминать пережитое.

ЦИФРЫ «СБ»

За 10 месяцев в Беларуси установлено 1.978 новых случаев заражения ВИЧ, то есть почти на 100 больше, чем за такой же период 2015–го. 60% заразились половым путем. В основном в возрасте 15 — 49 лет.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 235 (25117). Среда, 7 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter