Страх – не попутчик в метро

В минском метро было 50 попыток суицида и 136 падений на рельсы

Как подземке быстро и успешно преодолеть сложный путь от фактора риска к максимальной безопасности?

Как говорится, все познается в сравнении. Поэтому приведу две весьма красноречивые цифры, которые прозвучали на недавнем координационном совещании при Минском транспортном прокуроре. Главный железнодорожный вокзал нашей страны — современное здание с соответствующими коммуникациями, которые относятся к ведению станции Минск-Пассажирский, — каждые сутки пропускает через себя 60—65 тысяч пассажиров. А суточный пассажиропоток Минского метрополитена составляет около 700—800 тысяч человек.

Потому метро является объектом, который требует обеспечения повышенной безопасности пассажиров, пользующихся его услугами. Это наглядно подтвердили события минувшей весны, когда на станции «Октябрьская» грянул взрыв и последствия его привели к большим человеческим потерям. Насколько быстро и успешно правоохранители и работники Минского метрополитена преодолевают путь от фактора риска к максимальной безопасности?

Все начинается с малого…

Все, действительно, начинается с малого. Порой с шутки, прикола, а к последствиям это может привести отнюдь не шуточным. Наглядный пример. Как-то молодые люди заключили такой спор: можно или нет пробежать по путям в нише, которую поочередно занимают поезда, прибывающие на станцию метро? Нашелся смельчак, который проделал такой смертельно опасный эксперимент: пробежал по путям в том коротком интервале, исчисляемом парой минут, когда пути оставались свободными. А надо бы, не без оснований считают руководители метрополитена, чтобы спор такого рода обернулся для него весьма серьезными издержками в виде солидного штрафа. Тогда и не будет предприниматься в метро смертельно опасных экспериментов на спор или ради забавы.

Один парень с рюкзаком за спиной спокойно, видимо, после принятого решения (сужу об этом, просмотрев соответствующую видеозапись, запечатлевшую этот инцидент в метро) спустился с платформы на рельсы и расположился на них в ожидании электропоезда. В самый последний момент отчаявшегося благодаря усилиям неравнодушного человека удалось извлечь с «лобного» места. Но так (легким испугом, повышенным выбросом адреналина) заканчиваются далеко не все инциденты в метро.

Порой страдают от действий агрессивных пассажиров сами работники метрополитена. Недоумение у руководителей предприятия вызывает такой случай. Один из пассажиров, выясняя свои отношения с контролером, дошел до того, что начал применять к ней насилие. До того увлекся, что она затем три недели лечилась в больнице. Но самое удивительное, недавно пришел отказ в возбуждении уголовного дела. «Я понимаю, что, видимо, деньгами откупился виновник, — предположил в ходе недавнего координационного совещания при минском транспортном прокуроре начальник ТКДУП «Минский метрополитен» Ростислав Юреня, — и контролер не стала настаивать на привлечении его к уголовной ответственности. Но ведь такие вопиющие случаи не должны оставаться безнаказанными!» Тут и комментировать нечего: прав Ростислав Станиславович.

Быстрое передвижение не обходится без издержек

Чем привлекает пассажиров метро? Конечно же, скоростью и быстротой передвижения. А как, за счет чего обеспечивается безопасность движения в метрополитене?

В Минске в два раза чаще, чем, например, в Москве, проводится анализ состояния безопасности движения поездов в метрополитене (у нас поквартально, в российской столице раз в полугодие). Внимания уделяется вроде больше, но в то же время наблюдается, считает заместитель начальника ТКДУП «Минский метрополитен» Олег Круглов, явный перекос в сторону обеспечения общей безопасности. Действительно, соглашается Олег Александрович, обеспечить общую безопасность в метро сложнее: добавляется злой умысел нарушителя, который надо максимально предусмотреть и не допустить его проявления в той или иной форме, а также другие факторы. Но вся работа такого рода должна проводиться не в ущерб безопасности движения.

К сожалению, и многие показатели подтверждают эту нерадостную мысль. За последнее десятилетие самым благополучным по безопасности движения был 2009 год. В минувшем году количество отмен поездов по вине метрополитена составило 33 случая, в этом году их уже 39. Выросло и общее количество допущенных нарушений — с 261 в прошлом году до 285 в нынешнем. Конечно, не все так плохо: ТКДУП «Минский метрополитен», например, проводит капитальный ремонт подвижного состава своими силами, хотя и не должен его делать. В этом году, не уповая на чужого дядю, предприятие капитально отремонтировало 84 процента вагонов, нуждающихся в этом. На его счету и другие значимые дела и начинания. Но этого мало. Ухудшение показателей не может не настораживать. Многое в этом плане, думается, прояснит комплексная проверка метрополитена, которая запланирована Мин­ской транспортной прокуратурой на начало будущего года.

Не место для сведения счетов с жизнью…

Это стало реалией, с которой приходится считаться: некоторые склонные к суицидам люди целенаправленно используют метро для того, чтобы свести счеты с жизнью. Удается им осуществить свой замысел или нет, но свидетелями таких попыток становятся сотни пассажиров, и почти все из них при этом испытывают шок и немалое потрясение. Другие пассажиры несут издержки и неудобства по причине задержки в движении поездов. Всего за более чем четвертьвековой период существования в Минском метрополитене совершено 50 попыток суицида. Кроме того, зафиксировано 136 падений с платформы на путь. Ежегодно происходит в среднем два случая сведения счетов с жизнью. Нынче их было уже три.

Вспоминается взволнованный звонок в редакцию женщины, которая стала очевидцем попытки самоубийства на станции метро «Тракторный завод» ранним январским утром этого года. Впечатления от этого происшествия у нее остались кошмарные. Редакция впоследствии разобралась с тем случаем и выяснила, что попытку самоубийства предпринял тридцатилетний мужчина, бросившийся 5 января в 7.15 под прибывавший электропоезд. Он является гражданином Российской Федерации. По решению Люблинского районного суда г. Москвы в декабре 2007 года был признан недееспособным ввиду психического расстройства. В 2008-м этот мужчина переехал на постоянное место жительства в Республику Беларусь к отцу, который назначен его опекуном. Состоит на учете в Минском психоневрологическом диспансере. За время нахождения в нашей стране неоднократно предпринимал попытки самоубийства, помещался в психиатрические лечебные учреждения.

Очевидцы январского происшествия, результаты просмотра видеозаписи камеры наблюдения свидетельствуют: потерпевший внезапно самостоятельно, без какого-либо постороннего воздействия других граждан за 2—3 метра от прибывавшего электропоезда прыгнул с посадочной платформы на путь. При таких обстоятельствах у машиниста, несмотря на сразу же предпринятые меры к остановке электропоезда, объективно не имелось реальной технической возможности предотвратить наезд.

После травмирования молодой человек был доставлен бригадой скорой медицинской помощи в больницу, где и находился на лечении. Прокурорская проверка не установила лиц, причастных к травмированию этого мужчины электропоездом, а также в доведении и склонении его к самоубийству. По результатам проверки принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.

Много шума наделал похожий случай, произошедший на станции метро «Пушкинская» с девушкой и приведший к более печальным последствиям. На видеозаписи, запечатлевшей этот момент, видно, как девушка в темной одежде отстраненно и безучастно идет по платформе метро, шагнув при этом на край обрыва, на рельсы. По всей видимости, падая, она сильно ударилась головой и потеряла сознание. Видя это, пассажиры забили тревогу. Они оперативно сообщили от этом работникам метрополитена. Один неравнодушный пассажир окриком побудил упавшую девушку встать. Лучше бы он не кричал, тогда был шанс, что уже притормаживающий поезд (машинисту которого за секунды до этого сообщили, что человек находится на рельсах) остановился бы, не задев девушку. А так она встала, до спасительного проема в туннеле оставалось буквально три метра, и в это время поезд прижал ее к краю платформы, нанес повреждения, не совместимые с жизнью.

Проблемы такого рода обсуждались на координационном совещании при Минском транспортном прокуроре, которое состоялось 17 ноября. Минский транспортный прокурор Александр Дубов высказал, думается, справедливые нарекания в адрес работников метрополитена, проявивших недостаточную оперативность. Ведь в их распоряжении было целых 29 секунд, чтобы предотвратить непоправимое. И из этого горького урока они должны сделать соответствующие выводы. В том числе пересмотреть и переработать действующие инструкции, но главное — отношение к каждому такому случаю.

Все зафиксирует всевидящее око

Минский транспортный прокурор Александр Дубов в свою очередь привел руководителям метрополитена в пример железнодорожный вокзал станции Минск-Пассажирский, где выработана, согласована со всеми заинтересованными сторонами и неуклонно соблюдается стройная концепция обеспечения общественной безопасности. Думается, столичному метрополитену следует перенимать лучший опыт. Не только отечественный, но и тот, что накоплен зарубежными городами, в которых эффективно и максимально безопасно функционирует метро.

И, конечно, необходимо целенаправленно, в кратчайшие сроки оснащать новые и старые станции современными системами видеонаблюдения, другим эффективным оборудованием. В настоящее время Минский метрополитен имеет 522 современные камеры видеонаблюдения и 48 старого образца. В ближайшее время будет установлено еще 249. В следующем году планируется, что Мингорисполком выделит на эти цели около 8 миллиардов рублей. В итоге после модернизации число видеокамер достигнет 771 единицы. Плюс планируется оборудовать в поездах системы экстренной связи с ОВД и дежурными метрополитена, внедрить другие новшества, которые, безусловно, будут работать на повышение безопасности пассажиров метро.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter